Старые кости: когда люди придумали набор «сделай сам» из человеческого скелета
Люди тысячелетиями используют кости других людей для изготовления различных предметов. Что это за странная любовь к останкам? Неужели больше не из чего выточить орудие либо подвеску? Или все дело в ритуалах, темной магии и путешествиях по иным мирам? Давайте посмотрим вместе с Naked Science, кто, когда и зачем вырезал изделия из человеческих костей.
Несколько дней назад ученые из России и Финляндии представили первые свидетельства того, что на северо-востоке Европы в эпоху позднего мезолита (примерно восемь тысяч лет назад) люди изготавливали предметы из человеческих костей. Об этом рассказывается в работе, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.
Оленеостровский могильник, расположенный на Южном Оленьем острове в Онежском озере, обнаружили и начали изучать очень давно — в 1936 году. Тем не менее по найденным там материалам до сих пор совершают открытия.
Остров Олений — кости человечьи
Надо сказать, захоронения Оленеостровского могильника содержат не только останки людей, но и очень богатый погребальный инвентарь, состоящий из каменных и костяных артефактов. Это, например, скребки, гарпуны, подвески, кремневые наконечники стрел, кремневая же посуда и многое другое.
Подвески в основном изготовлены из зубов лосей, бобров и бурых медведей. Это вполне объяснимо, ведь зубы не надо дополнительно обтачивать: достаточно выдолбить отверстие или проточить узкие канавки для крепления шнурка.
Некоторые подвески изготовлены из костей, которые не имели морфологических видовых признаков — то есть нельзя было определить, чьи именно кости послужили сырьем.
А вопрос этот очень интересный, поскольку с его помощью можно составить представление об использовании животных в погребальных практиках на Южном Оленьем острове. Чтобы ответить на него, исследователи проанализировали 37 костяных подвесок путем быстро набирающего популярность метода ZooMS (зооархеология с помощью масс-спектрометрии).
В результате анализа ZooMS оказалось, что 17 из 37 сделаны из костей животных, а 12 — из человеческих. Еще две подвески предварительно идентифицировали как человеческие, происхождение остальных точно установить не удалось.
После получения результатов ZooMS авторы работы повторно проанализировали два наиболее хорошо сохранившихся образца человеческих костей: две подвески из одной могилы. Оказалось, они сделаны из одной и той же кости — бедренной кости человека.
Зуб за зуб, и зуб на шею
Самый ранний, хотя и спорный пример использования человеческих костей для изготовления чего-либо — находки на мустьерской стоянке Ля-Кина (около 53-33 тысяч лет до нашей эры) на территории современной Франции. Мустьерской — значит принадлежащей культуре мустье, обычно ассоциируемой с неандертальцами.
Там обнаружили три фрагмента человеческого черепа, которые учеными посчитали скребками: они были соответствующим образом заточены. Находка уникальная — судя по всему, такая практика не имела широкого распространения. Предположим, что мастеру просто нужны были орудия, а под руку попался чей-то череп.
Следующий пример, скажем так, рачительного подхода, к человеческим останкам тоже раскопали на территории Франции. Археологам удалось собрать на стоянке ориньякской культуры (а вот ее уже связывают с кроманьонцами) перфорированные зубы. Зубы — конечно, не совсем кости (а костные образования с точки зрения биологии), но зато их удобно нанизывать на шнурок и требуется минимальная обработка — перфорация.
Стоянка датирована 38-31 тысячами лет до нашей эры. Причем, хотя стоянка эта — кроманьонская, зубы принадлежали неандертальцу. Понятно, что почти сразу появилось предположение: неандертальца съели, а из зубов сделали ожерелье. Это много говорит нам и о хозяйственности представителей ориньякской археологической культуры, и об их взаимоотношениях с родственниками по роду Homo.
Чуть моложе подвески из зубов, найденных на верхнепалеолитических стоянках Павлов I и Дольни-Вестонице в Чехии. Эти украшения (или амулеты) датированы примерно 29-27 тысячами лет до нашей эры.
Впоследствии перфорированные зубы появляются вообще везде: от стоянок раннемезолитической культуры Маглемозе (территория современной Дании) до Чатал-Хююка (неолитический город на территории современной Турции). Но зубами наши предки не ограничились.
Чего добру пропадать!
На стоянке позднего мезолита Лепенски Вир (территория современной Сербии) ученые нашли человеческую лучевую кость с гравировкой в виде насечек. Сперва появилось предположение, что человека съели, а насечки — следы от срезания мяса с костей.
Гипотеза выглядела логичной, ведь на стоянке были и другие признаки каннибализма (следы от зубов на костях). Но при сравнении разных образцов выяснилось, что кости, с которых мясо срезали, имеют другие следы, непохожие на эти насечки. Так как насечки не делают кость орудием, в отличие от заточки, можно осторожно говорить, что такая резьба по кости носила ритуальный характер.
Похожа на этот случай и находка человеческого ребра с нанесенными на него параллельными надрезами, которое извлекли из мезолитической могилы на острове Тевьек во Франции. Можно порассуждать, без чьего ребра — родственника, друга или врага — покойнику бы сладко не спалось, по мнению его соплеменников. Но, к сожалению, на этом этапе подобные рассуждения будут выглядеть спекулятивно.
В отличие от этих примеров, обитатели древнего Доггерленда (крупного острова в Северном море, со временем ушедшего под волны) добром не разбрасывались. Мезолитические остроконечные орудия, найденные там, ученые надежно идентифицировали все тем же методом ZooMS как сделанные из человеческих костей.
Музыку заказывали?
Считается, что самые первые погремушки сделаны из ракушек, а там, где их не было, — из зубов, но вряд ли человеческих. Да и погремушки эти предназначались не для забавы младенцев, а для отпугивания злых духов — насколько мы можем проследить эту традицию. Подобные находки сделаны на неолитической стоянке на территории современной Эстонии.
Такое применение бренных останков не вызывает удивления, учитывая, что извлечение звуков с их помощью встречается в совершенно разные времена и в разных концах света.
Так, в середине 70-х годов прошлого века в пещере недалеко от города Тренто на севере Италии археологи нашли флейту, изготовленную из бедренной кости человека. Незадолго до этого американский археолог Томас Хестер обнаружил бусины и детали музыкальных трубок в древних захоронениях на территории современного штата Техас. Материал все тот же: человеческие кости.
И, конечно, мимо такого восхитительного сырья не могли пройти ацтеки — известные поклонники культа смерти. Они брали берцовые или бедренные (то есть длинные) кости и делали на них поперечные насечки разной глубины и ширины. То, что получалось в результате, называли омичикауастли. Во время церемоний «музыканты» водили по этим насечкам (вдоль кости) маленькой костью, извлекая некие звуки. Можно ли назвать получающиеся столь своеобразным образом звуки музыкой? Ну, не будем спорить о вкусах.
В XIX веке Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США) приобрел у некоего коллекционера лиру, которую тот привез из Южной Африки. Лира сделана на основе из человеческого черепа. Происхождение ее позже стали считать центральноафриканским, но вот предназначение так и осталось тайной.
Можно предположить, что на ней играли во время проведения ритуалов. Но нельзя исключать и того, что подобные «редкости» делали специально по заказу ушлых торговцев, которые потом впаривали их богатым коллекционерам.
Если вы думаете, что сейчас никто не играет на костях, вы ошибаетесь. Ганлин — это флейта, которую до сих пор используют в тибетских буддистских ритуалах. Изготавливают ее из все тех же бедренных или большеберцовых человеческих костей, покрывают ритуальными рисунками, часто обрамляют металлом. В идеале для ганлина нужны кости девочки из семьи брахманов, но такого редкого материала на всех не хватает. Поэтому на его бюджетные варианты пускают и кости преступников. Тибетские буддисты считают, что звук ганлина призывает духов.
Убей врага костью врага
Выше мы упоминали заостренные орудия из человеческих костей, найденные в Доггерленде. По всей видимости, это первый пример того, что останки людей могли убивать — других людей или животных. Но отнюдь не последний.
Археологи раскопали на тихоокеанских островах, заселенных народом чаморро (остров Гуам и близлежащие), кладбище XI-XVI веков. В некоторых могилах нашли наконечники стрел, выточенные из человеческих костей. В других же, напротив, не смогли досчитаться некоторых фрагментов скелетов. Очевидно, оружейники чаморро раскапывали старые могилы в поисках сырья для своих изделий.
Аборигены Папуа — Новой Гвинеи делали кинжалы из человеческих костей вплоть до начала XX века. Они считали, что такой кинжал прочнее и дольше сохраняет заточку. Но, как предполагают ученые, дело здесь все же не в физических свойствах материала, а в сакральных — об этом говорит тот факт, что со временем папуасы стали делать кинжалы из костей себе подобных только из соображений престижа, а в утилитарных целях вполне обходились кинжалами из кости казуара.
С другой стороны, оружие из особо прочных материалов и в других обществах может быть предметом престижного потребления. Чтобы окончательно прояснить вопрос, нужны материаловедческие эксперименты, но где взять для них сырье в наше-то время?
Кости вместо вообще всего
По мере своего развития люди находили костям все более широкое применение. Ацтекские вожди, как мы сказали, — большие знатоки темы и украшали деталями человеческих черепов свои ритуальные одеяния.
Буддисты, также уже отмеченные любовью к «человеческому» материалу, из черепов делали и делают габалы — ритуальные чаши. Князь печенегов, разбивший киевского князя Святослава у днепровских порогов, буддистом вряд ли был, но из черепа своего врага приказал, по свидетельству «Повести временных лет», изготовить чашу и пил из нее.
В конце XIII века один католический священник из Чехии отправился в Святую землю и вернулся с горстью земли с Голгофы. Он рассыпал ее по кладбищу своего аббатства, после чего желающих быть похороненными там стало очень много. Настолько, что время от времени его перекапывали, извлекали старые кости и складывали их в специальную усыпальницу. К XIX веку останков накопилось достаточно для того, чтобы использовать их в архитектуре: сейчас это знаменитая Костница в Седлеце, объект туризма. Аналогичные постройки есть в Италии и Португалии.
А что в Карелии?
Вернемся туда, откуда начали, — на Южный Олений остров. После того как исследователи установили, что подвески, найденные в Оленеостровском могильнике, сделаны из человеческой кости, они провели на базе археологического отдела Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера) трасологический анализ подвесок.
Он показал, что технология изготовления именно этих подвесок была простой. Кость расщепляли, выскребали, а потом прорезали по краям борозды для крепления к одежде или шнурку.
Такая обработка отмечена у всех образцов, что делает ее системной. При этом на том же Южном Оленьем острове археологи неоднократно находили артефакты, выточенные из костей весьма искусно, — то есть технологии вполне позволяли делать тонкую резьбу. Скорее всего, люди просто не видели необходимости в дополнительных усилиях: значит, можно предположить, что подвески из человеческих костей создавали исключительно как погребальные украшения.
Правда, такое предположение входит в противоречие с другими данными. Несмотря на плохое состояние образцов, на десяти из них все же видны нерегулярные тонкие, короткие или длинные царапины. Они, скорее всего, остались от какого-то мягкого материала (кожа, мех, волосы или веревка из растительных волокон) — то есть от того, чем или к чему крепили подвеску. И это уже указывает на то, что подвески носили до погребения (иначе царапин не осталось бы в таком количестве).
Один из авторов работы, сотрудник отдела археологии Музея антропологии и этнографии РАН Дмитрий Герасимов в комментарии для Naked Science так объяснил это противоречие:
Конечно, самым интересным остается вопрос о том, кому принадлежали кости, послужившие сырьем. Понятно, что сейчас мы можем только предполагать. Использование человеческих костей при погребениях отмечено в разное время и в самых различных местах. И от особенностей ритуала зависит, чьи кости желательно для него брать.
Авторы работы пишут, что сырье для подвесок могли взять у умерших родственников — и тогда это ритуал, связанный с единением. Но это могли быть кости убитых врагов — и тут сакральный контекст резко меняется. В конце концов, сырье для подвесок могло быть собрано из старых захоронений. Возможно, некоторых умерших не закапывали в землю, а оставляли в лесу на деревянных платформах или деревьях, как это ранее отмечалось в этнографических исследованиях северных районов Европы.
Истории использования человеческих костей (и костных образований) определенно сопутствует некий флер загадки. Зачем неандертальцы делали орудия из черепов? Зачем кроманьонцы делали украшения из зубов и почему сперва выбрали для них зубы неандертальцев? Что все это говорит о религиозных и сакральных идеях людей древности?
Ответов на многие из этих вопросов мы никогда не узнаем, а жаль. Но сама их постановка подсказывает: мир людей прошлого был далеко не таким простым и однозначным, как это иногда кажется нашим современникам.