Свежие идеи: какими станут новые символы российской идеологии
«То, что появятся новые символы, я не сомневаюсь», – уверен политолог Михаил Рыхтик. Многие специалисты уверены: пропаганда будет продвигать если не новую символику, то для начала – хотя бы идею. «С точки зрения пропаганды, конечно, будут продвигаться попытки создания новой идеи и символики. Я думаю, что происходить это будет на основе двух вещей: в первую очередь, на основе советского опыта (здесь мы говорим, например, о возрождении той же пионерии), а во вторую – будет восстанавливаться память о Российской империи, той, что была до 1917 года. Будет и идея триединства русского народа, это будет сильно набирать обороты. Сейчас, например, это возвращается в школы, где ученики каждое утро начинают с гимна», – делится политолог Олег Борисенко. Советская символика, в принципе не теряющая популярность среди россиян, может теперь только усилиться, подтверждают эксперты. Она вполне может появиться в образных, метафорических конструктах. «Это процесс обретения новой идентичности, за которой возникает и новая символизация. Будет ли это спонтанное, но точное решение, как, например, «Бабушка со знаменем Победы», или решение найдется после тщательной и профессиональной проработки с обращением к методам социально-психологического анализа, не имеет особого значения. Важно понимать, что существует запрос коллективного бессознательного», – считает Евгений Семенов. Не менее любима российским народом и идея империализма. Казалось бы, она встает в прямое противоречие с абсолютно всем советским дискурсом, однако в головах наших граждан два этих мира давно и крепко уживаются друг с другом. «Если говорить о противоречии между идеей советского мира и мира империи, то тут мы можем видеть много схожих моментов. Разнятся разве что атрибутики, а в принципе вполне возможен симбиоз этих символик. Разумеется, появятся и относительно новые символы (например, пионеры будут ходить не с красным флагом, а с синим, или белым)»,– размышляет Олег Борисенко. Впрочем, отмечает Борисенко, полностью советский опыт в российские реалии интегрировать не получится – поколение молодых людей, заставших юность в 90-е годы, не смогут его принять окончательно. Несмотря на то, что точную символику, как и ее направленность, предугадать пока сложно, важно, чтобы государственная пропаганда работала с символикой лаконично, отмечают эксперты. «Я не могу предсказать будущее появляющихся сегодня символов. То, что они появляются, это хорошо. У нас есть возможность наблюдать и отслеживать, как общество принимает или не принимает их. Здесь важно чиновникам на местах не переборщить с продвижением или запретом того или иного символа», – считает политолог Михаил Рыхтик. Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press / globallookpress.com