В мире
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

В Пермском Политехе нашли способ увеличить добычу нефти из низкопродуктивных скважин

Разработка исследователей из Пермского Политеха позволит повысить эффективность нефтедобычи в залежах, которые обладают невысокими запасами «черного золота». Это можно будет сделать с помощью системы специальных щелевых каналов. Моделирование показало, что добыча по одной скважине за два года вырастет на 500 тонн.

В Пермском Политехе нашли способ увеличить добычу нефти из низкопродуктивных скважин
Фото:  ©Getty images ©Getty images

Результаты исследования ученые представили в журнале «Записки Горного института». Они реализовали работу при финансовой поддержке Министерства образования и науки по проекту МИГ-21.

«Сейчас значительная часть месторождений в России находится на завершающей стадии разработки. Скважины характеризуются небольшим объемом добываемой нефти с высоким процентом обводненности. Неравномерное распределение «черного золота» по площади и разрезу залежей связано с геологической неоднородностью коллекторов.

Чтобы извлечь ресурсы, необходимо провести технологически эффективные мероприятия в скважине», – рассказывает один из разработчиков, доцент кафедры нефтегазовых технологий Пермского Политеха, кандидат технических наук .

Ученым удалось восстановить до исходных значений проницаемость горных пород коллектора за счет их разгрузки. Для этого они предложили сформировать в скважине систему каналов, которую можно получить с помощью ориентированной щелевой гидропескоструйной перфорации.

Разработчики выяснили, какое расположение щелей будет наиболее эффективным. Они выполнили оценочные расчеты, применив геолого-гидродинамическую модель, по 14 нефтедобывающим скважинам одного из месторождений Пермского края. Это позволило подтвердить эффективность способа.

По данным ученых, технология позволит дополнительно получить 2,25 тонны нефти в сутки на каждой скважине. Увеличение добычи за два года прогнозных расчетов составит 500 тонн. Таким образом, можно будет повысить объем добываемой продукции в 3,5-7,3 раза.

Восстановление природной проницаемости горных пород коллекторов позволит максимально увеличить добычу нефти. Кроме того, можно будет улучшить качество «черного золота», снизив уровень его обводненности. При этом можно сохранить фильтрационно-емкостные свойства продуктивного пласта, что продлит срок службы скважины. Применение геолого-гидродинамических 3D-моделей позволит наиболее эффективно выбрать скважины-кандидаты для реализации этой технологии на промысле.