День космонавтики: что связывает Челябинскую область и покорение Вселенной

Именитые космонавты Одним из первых южноуральских космонавтов оказался уроженец Украины Павел Попович, который значится космонавтом № 4 СССР. С 1947 по 1951 годы будущий дважды Герой Советского союза жил и учился в Магнитогорске, где окончил Магнитогорский индустриальный техникум профтехрезервов (сегодня – Многопрофильный колледж МГТУ им. Носова), одновременно с этим учился в Магнитогорском аэроклубе. Первый полет в космос совершил 12–15 августа 1962 года на корабле «Восток-4». Второй – в июле 1974 года на корабле «Союз-14». Следующим на очереди южноуральским космонавтом оказался Константин Феоктистов. Но опять же он является уроженцем другого города – Воронежа, однако с августа 1949 по октябрь 1951 года работал в СКБ-385 в Златоусте. В свое время Константин Феоктистов работал вместе с Сергеем Королевым и участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли и многих космических кораблей. Впрочем, одним из именитых в современной истории России космонавтов является уроженец Челябинска Максим Сураев, который совершил в 2009 году полет командиром корабля «Союз ТМА». Кстати, считается первым российским космическим блогером, вел свой блог 169 дней с официального разрешения Роскосмоса. А другое его достижение – на борту МКС Максим Сураев выращивал пшеницу. И в целом – челябинский космонавт дважды летал на МКС и дважды выходил в открытый космос. 2 апреля 2010 года на корабле «Союз ТМА-18» в качестве бортинженера в космос отправился еще один челябинец Михаил Корниенко. Родом космонавт из Сызрани, но детство провел в Южноуральске. Как и Максим Сураев, два раза летал на МКС и дважды выходил в открытый космос. Для Марка Серова Верхний Уфалей является малой родиной, где он окончил школу, а его родители продолжают там жить. К сожалению, в 2011 году по состоянию здоровья его отстранили от полета на орбиту. Сейчас он является инженером-испытателем. Но его жена Елена Серова в 2014 году стала четвертой женщиной в России, полетевшей в космос. Челябинский метеорит 15 февраля 2013 года в 09:20 многие жители регионов Урала наблюдали в небе яркую ослепительную вспышку и мощный хлопок. Так, в атмосфере Земли на высоте 23,3 километра под Челябинском разрушился небольшой (в космических масштабах) астероид. Самый крупный осколок весом 570 кг позже нашли в озере Чебаркуль. Операция по его вызволению проходила в середине октября того же года. Сейчас космическое тело является главным экспонатом Челябинского областного краеведческого музея, а многие ученые продолжают изучать необычный подарок от Вселенной для Челябинской области. К слову, бытует мнение, что осколок потерял в своей массе после того, как стал экспонатом: якобы его разделяют на части в виде презентов. Эту конспирологическую версию отрицает ректор Челябинского государственного университета Сергей Таскаев, плотно занимающийся изучением метеорита. «Одним из объяснений может служить то, что метеорит очень долго лежал в воде – почти полгода – и впитал в себя воду. Со временем вода должна была испариться, и от этого он потерял массу. Это самое простое и логическое объяснение. Хотя обыватели часто думают так – если масса меняется, значит, кто-то отпиливает, но это неверно», – ранее рассказывал «ФедералПресс» Сергей Таскаев. К слову, Челябинской области везет с метеоритами, и история 2013 года совсем не первый случай падения небесного тела. Так, в 1941 году на территорию региона упал так называемый Катавский метеорит. А в 1949-м в Кунашакском районе «приземлился» в озеро Чебакуль (созвучное название с Чебаркулем) еще один метеорит. Южный Урал и космонавтика Южный Урал и покорение космоса тесно связаны между собой не только известными именами и известными случаями падения метеоритов. Об этом говорит хотя бы тот небольшой факт, что в Южноуральске живет Тимофей Чугунов – друг и одноклассник первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Конечно, также вспоминается знаменитая фотография космонавта Сергея Рязанского в сентябре 2017 года. «А это Челябинск! Челябинские энергетики настолько суровые, что город можно увидеть даже из космоса», – написал космонавт в своем блоге. VK.Widgets.Post("vk_post_-101948711_3010", -101948711, 3010, 'BmgkT91faOGvoGJyF1OaKgZUSvM'); В целом в регионе создана разноплановая научная и производственная площадка для покорения человеком космических вершин. Например, в Троицке базируется поисково-спасательный вертолетный полк, который обеспечивает безопасность космонавтов по возвращении. Также функционирует один из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники, расположенный в Миассе. К слову, осенью 2014 года Минобороны РФ возродило легендарное училище штурманов ЧВВАКУШ. Это единственное на сегодня учебное учреждение в России, которое производит подготовку военных инженеров-штурманов по двум специальностям и шести специализациям для ВКС. Как считает учитель физики и астрономии челябинской школы № 121 Михаил Гаврилов, сегодня детям астрономия продолжает оставаться интересной, особенно – в наблюдательной части. Правда, то количество часов, которые сегодня отдаются в школах для ее изучения катастрофически не хватает. «Современные школьники хорошо знают фамилию человека, первого полетевшего в космос. Про Юрия Гагарина в школе им начинают рассказывать еще с седьмого класса. Но сейчас в России стали снова проявлять интерес к изучению Луны, разрабатывается вопрос о том, чтобы отправить туда космическую станцию. Это, пожалуй, самое важное и интересное в современной астрономии», – говорит педагог. Но есть ли желание у подрастающего поколения повсеместно идти в космонавты остается под вопросом. «Этому в вузах нигде не учат. Те, кому интересно небо, получают профессию летчика», – заключает Михаил Гаврилов. Фото: Roscosmos / Global Look Press /Globallookpress.com

День космонавтики: что связывает Челябинскую область и покорение Вселенной