Войти в почту

В Верхневолжье почтут память святого Ефрема Новоторжского

7 апреля прошло заседание организационного комитета по подготовке к празднованию. В совещании приняли участие митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, и губернатор Игорь Руденя.

 В ходе заседания комитета главой региона были поставлены задачи, связанные с проведением торжественных мероприятий. К началу событий должна быть подготовлена дорожная инфраструктура по пути следования паломников, а также необходимо оборудовать места стоянок для гостей праздника. Особо отмечалось необходимость наличия на мероприятии дежурной бригады скорой помочи и полиции.

Ключевым событием станет 23-й Волжский Крестный ход. Паломники пройдут от истока Волги до Калязина. Стартует крестный ход 4 июня. И уже 24 июня участники хода присоединятся к торжествам в Торжке.

В Новоторжском кремле запланирован Фестиваль православной культуры с ярмарками, выставками и лекториями.

Завершится праздник хоровой оперой Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» в рамках Фестиваля Юрия Башмета.

Тверской историк Борис Чибисов специально для RuNews24.ru подготовил историческую справку о преподобном Ефреме Новоторжском.

Про источники

Основным источником для реконструкции жизни Ефрема Новоторжского является его житие, составленное в окончательном виде в 17 столетии. Кроме того, существовало сказание о мощах преподобного Ефрема, тоже относящиеся к 17 веку. Оба текста достаточно поздние и отстают от описываемых событий почти на 600 лет. Известно, что до 14 века в Торжке (тогда – Новый Торг) существовали рукописи с первоначальной версией жития святого. В 1315 или 1372 годах рукопись с житием Ефрема была захвачена в Торжке тверскими войсками и увезена в Тверь, где впоследствии сгорела при пожаре. Вторая редакция жития была составлена после 1572 года, поскольку 11 июня 1572 года произошло обретение мощей святого. Позднее, в эпоху Смутного времени, житие было дописано и получило свою окончательную форму.

Основание храма преподобным Ефремом.

Известно, что Ефрем был венгром по своей этнической принадлежности. Его брат Георгий имел прозвище «Угрин» (венгр) и был «отроком», то есть знатным слугой, князя Бориса Владимировича (сына Владимира Святого). Князь Борис был убит в 1015 году вместе с Георгием, который сопровождал князя. Позднее на место трагедии прибыл Ефрем и там нашел голову своего брата и отправился вместе с ней в Верхневолжье, где на реке Тверце, по преданию, основал храм в честь Бориса и Глеба. Более поздние тексты связывают с именем Ефрема основание на реке Тверце монастыря, который мы знаем как Борисоглебский мужской монастырь в Торжке. Известно, что в второй половине 12 столетия в монастыре был построен каменный собор – это значит, что тогда монастырь уже был значимым религиозным центром.

Про канонизацию.

Преподобный Ефрем был канонизирован как местночтимый святой в 80-е годы 16 века при митрополите Дионисии. 2 октября 1617 года, в Смутное время, Торжок устоял перед литовским нашествием, и жители восприняли это как заступничество святого Ефрема.

Уже в советское время мощи преподобного Ефрема 5 февраля 1919 года были вскрыты, а в 1931 – изъяты из Борисоглебского собора. С тех пор их местонахождение неизвестно.

Общецерковное почитание Ефрема сформировалось в 1979 году – это связано с тем, что митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев) установил церковное почитание собора всех тверских святых, куда вошел и Ефрем.