Войти в почту

Застрявший «Казачок»: российский модуль для высадки на Марс не могут вывезти из Европы

Российский «Казачок» застрял в Европе. Так называется российский десантный модуль для высадки на Марс.

Застрявший «Казачок»: российский модуль для высадки на Марс не могут вывезти из Европы
© BFM.RU

Ранее Европейское космическое агентство разорвало сотрудничество с «Роскосмосом» в рамках миссии ExoMars. Они планировали запустить совместную миссию на соседнюю планету. Европейские ученые готовили для нее марсоход, а российские — десантный модуль.

Для испытаний российский модуль вывезли в Европу, но 17 марта Европейское космическое агентство приостановило сотрудничество. «Роскосмос» не может вывезти модуль из-за того, что воздушное пространство Евросоюза закрыто для российских самолетов.

Однако проблема совсем не в этом, считает независимый эксперт в сфере космонавтики Игорь Лисов:

— Мое личное мнение выглядит так: ничего не будет — ни европейского марсохода, ни нашей посадки на Марс. Не вылезем мы из-под обломков этого проекта. Пуск уже переносился дважды, каждый раз европейцы и мы находили дополнительное финансирование на это время, с деньгами плохо и у них, и у нас. Я подозреваю, что проект мертв.

— Это серьезно затормозит развитие российской космической программы?

— Если говорить про европейский марсоход, он предназначался непосредственно для поиска жизни на Марсе, так что это большая потеря. Отработать посадочную платформу тоже было бы замечательно, но следует учитывать, что у нас совместные разработки, российско-европейские, и с европейской стороны была поставлена значительная часть бортовой аппаратуры, согласована логика работы, это был редкий случай совместной реализации. Восстановить мы его без европейцев не сможем, по крайней мере, за какое-то разумное время, маловероятно, что государство выделит средства на то, чтобы сделать это в самостоятельном режиме.

Дмитрий Рогозин пообещал «повторить» «Казачок» для российской марсианской программы. «Все чертежи есть, это наша работа», — отмечал глава «Роскосмоса».

Но дело не только в железе, но и в соответствующем софте, а его у «Роскосмоса» нет, говорит ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт:

Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «Сама платформа делалась у нас в НПО Лавочкина, но не все сделало НПО Лавочкина. Программное обеспечение делал не «Роскосмос», это делали наши коллеги из Европейского космического агентства. Так это не получится: забираем наш «Казачок», и все, и летим. Нет, там нужно будет все равно делать уже собственный софт, а это не мгновенно, это требует определенного времени. Поэтому сказать, что к следующему окну старта все будет сделано, здесь есть сомнения. Следующий старт через два года. Непонятно, кто это будет делать и за какое время удастся это сделать. Мы здесь задержимся, другие в это время продвигаются вперед. Я имею в виду уже науку. И то, что рассчитывали, планировали сделать у нас, вы знаете, главная проблема остается все той же самой: есть ли жизнь на Марсе? И вы знаете, что здесь есть у наших ученых и, скажем, у экспериментаторов в Америке расхождение, это отбрасывает наших ученых [назад]».

В январе «Роскосмос» уточнял, что «Казачок» находится в итальянском Турине рядом с марсоходом «Розалинд Франклин». Запуск должен был пройти с 20 сентября по 1 октября, а посадка «Казачка» с «Розалинд Франклин» на Марс ожидалась к июню следующего года.