Войти в почту

Столкновение цивилизаций

Нас было любопытно лорнировать, рассматривать через микроскоп, и вздохи под луной про загадочную русскую душу — это не более чем завуалированное признание истины, исповедуемой большинством жителей Европы: «Русские — другие». Не раз прорубаемые в Европу окна всегда изрядно сквозили холодком или запотевали, так было со времен царя-медведя Петруши до нашего времени. Они, там, всегда знали, что мы — неправильные. Так в дружной компании смотрят на чужака, неожиданно пришедшего на вечерок. Вроде он и ничего, если вместе махнуть стопочку, но... Чужой, собака!

Столкновение цивилизаций
© Вечерняя Москва

С незапамятных же времен Европа пыталась исправить российскую «неправильность» силой. Не получалось. Она признавала таланты, активно выкрадывала умы, перекупала деньгами и благами своей цивилизации, потом пыталась посадить под колпак и за забор.

Ведь даже то, что именно мы, эти «медведи», победили фашизм, нам простить там не смогли. Отсюда и переписывание истории, и замалчивание, и попытка поставить на особое положение. А мы сами вроде хотели туда, мы же Европа, что факт!

В далеком 1946 году Альбер Камю — возможно первым! — использовал фразу «столкновение цивилизаций». Спустя 53 года Сэмюэл Хантингтон в знаменитой работе «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» предоставил свою классификацию цивилизаций, которых он насчитал девять, среди которых есть в том числе Православная и Западная. И сейчас со всей откровенностью обнажилось истинное отношение этой самой Западной цивилизации к нам, в их понимании ортодоксам, откуда и идет это махание топором, рубящим как Достоевского с Чеховым, чьи пьесы ныне отказываются ставить в Польше, так и прочее культурное наследие, ассоциируемое со словом «Россия».

И вот маски сброшены. Их ценности — ценности другой цивилизации, с их неискренней, но активно насаждаемой толерантностью, особым отношением к воспитанию детей, играми в содом-гоморию и прочими «достижениями» культурной Европы. Мы для них — гуманоиды: со своими песнями про «Ромашки спрятались» и «На дальней станции сойду...», искренностью, верностью. И смешными попытками походить на них.

(Помните, как наши звезды старались понравиться на Западе и в Штатах? Пели не на русском...) Неприятие их взглядов и попытка отстаивать свои представления о прекрасном не могли нам сойти с рук, сейчас подвернулся хороший повод сказать «ату!». Выглядит это смешно и жалко, тем паче истинно культурным европейцам за эту оголтелость неловко. Но во всей этой печали есть и смешное: ведь им когда-нибудь станет стыдно.