Волгоградские поликлиники работают в штатном режиме

Ситуация с распространением коронавируса в нашем регионе остается сложной: число заболевших доходит уже до 1800 в сутки, растет заболеваемость ОРВИ, фиксируются случаи гриппа. Несмотря на потоки людей, волгоградские поликлиники справляются с работой, используя все возможные варианты и новые технологии для разгрузки медперсонала и исключения очередей.

Волгоградские поликлиники работают в штатном режиме
© Волгоградская правда

Потоки больных развели

Например, поликлиника № 4 Ворошиловского района Волгограда состоит из двух подразделений, одно находится на ул. Академической, а второе – на Елецкой. В каждом из них созданы ковидные блоки. На Академической терапевты принимают больных с температурой, признаками ОРВИ и коронавируса, прикрепленных к этой поликлинике, а на Елецкой работает круглосуточный центр амбулаторной помощи, где обслуживают население трех районов – Ворошиловского, Центрального и Советского, сюда же больных привозит скорая помощь. Здесь проводят первичную диагностику скоропомощных пациентов, консультации, затем решается вопрос о дальнейшем амбулаторном лечении или госпитализации.

– Наш ковидный центр работает круглосуточно, дневная смена с 8 часов до 20.00, а ночная – с 20 часов до 8 утра, – рассказывает заведующая отделением первичной специализированной помощи Лариса Крючкова. – Здесь круглосуточно работает лаборатория, где делаем экспресс-тесты, ПЦР и анализы, есть кабинет КТ. В дневную смену работают 3 бригады и администратор, который распределяет пациентов и регулирует процесс приема, чтобы не было очередей, а в ночную – 1 бригада. Поэтому сократилось время ожидания приема у доктора, для сдачи мазка придется подождать всего 5–10 минут.

При этом результаты экспресс-тестирования обычно готовы в течение 15–20 минут. Если результат будет положительным, пациент тут же может зайти к врачу, получить консультацию, назначение на лечение и бесплатные препараты. При необходимости ему предложат госпитализацию. В среднем в дневную смену через центр проходят 75–120 человек, в ночную – 15–25, а на КТ – 50–70 больных.

– Вчера с 8 утра до 18 часов в нашем ковидном центре доктора приняли 113 человек, 70 из них были с коронавирусом, а 43 – с ОРВИ, – поясняет заведующая поликлиникой Наталья Баранова. – Проблема в том, что все стараются прийти с утра, поэтому возникают очереди, а после обеда – пустые коридоры. Также большой наплыв в понедельник и пятницу. Но мы работаем круглосуточно, и можно не толпиться, а посещать докторов в течение суток. Они всех принимают, никому не отказывают.

Лечение на «дистанционке»

– Еще пару недель назад был большой наплыв больных и колоссальная нагрузка на медперсонал, – говорит и. о. главврача Валентина Еремина. – Это создавало трудности и очереди. Сейчас нам помогают 17 клинических ординаторов – студенты медвуза, они обзванивают пациентов, которые находятся на дистанционном лечении. Также у нас идет распределение потока больных, для этого в поликлинике работает свой кол-центр.

Кол-центр принимает звонки по телефонам 122 или 20-30-20, также есть электронная почта, где ведется журнал с заявками. Фиксируются все обращения: вызов доктора на дом, закрытие дистанционного больничного.

– К нам стекаются заявки из двух поликлиник, с ул. Академической и ул. Елецкой, – рассказывает медрегистратор Ольга Карандашева. – Мы их обрабатываем, распределяем по врачам и передаем их данные. Помимо наших сотрудников, на звонки отвечают и студенты медвуза. Они проводят анкетирование, определяют степень заболевания, по результатам назначается дистанционный прием у врача или личное посещение. Информационные технологии очень помогают и разгружают, с их помощью быстрее происходит «сортировка» пациентов, они оперативно распределяются, чтобы не было очередей.

Чтобы избежать очередей в поликлинике, врачи стараются выезжать к пациентам на дом. У поликлиники достаточное количество транспорта: 4 свои машины и по контракту арендовано 7 такси, которые развозят медбригады по вызовам. Благодаря такой мобильности всех обратившихся пациентов стараются обслужить в тот же день. В сутки выезжает до 11–12 бригад: доктор, медсестра и лаборант с экспресс-тестами. 

Огромным облегчением для медиков стало введение дистанционной формы обслуживания пациентов – это не только снижение нагрузки на врачей, но и уменьшение очередей. Теперь не нужно полдня стоять у кабинета доктора, чтобы только закрыть больничный, это можно сделать дистанционно. Если человек с положительным результатом ПЦР-теста вылечился и у него больше нет жалоб, то с ним созванивается врач и решает вопрос о дистанционном закрытии больничного. 

– Мы и лекарства выписываем дистанционно, – говорит завполиклиникой Наталья Баранова. – Есть хронические больные, которые постоянно нуждаются в специализированных препаратах, они у нас наблюдаются. Мы, зная их диагноз, выписываем дистанционно лекарства на 3 месяца, которые они сами или родственники могут забрать в аптечном пункте. Так пациенты с хроническими болезнями, которые входят в группу риска, защищены и не контактируют с больными ковидом.

Медики на передовой

Несмотря на тотальную загрузку, оказание плановой помощи в Волгоградской области не приостанавливается. 

– Конечно, основные силы брошены на борьбу с ковидом, но и плановую медпомощь мы тоже оказываем, – отмечает и. о. главврача Валентина Еремина. – Все специалисты задействованы в дистанционном обслуживании пациентов, закрывают или продлевают больничные листы, корректируют лечение или направляют терапевтов для осмотра на дому. Узкие специалисты и их помощники – студенты медвуза – принимают в основном дистанционно.

Сейчас у медперсонала горячая пора – 450–500 обращений в день с признаками ОРВИ. Всех их нужно протестировать, осмотреть и назначить лечение. При этом не так много отправляется на госпитализацию, часто болезнь протекает в более легкой форме. Тем не менее обращений в медучреждения Волгоградской области много. При этом болеют не только рядовые волгоградцы, но и сами медики. В первую очередь страдают те, кто на передовой, – врачи и работники регистратуры. 

– Есть проблемы с кадрами, трудно было в начале эпидемии, когда многие врачи и сотрудники медперсонала заболели, – говорит Наталья Баранова. – Но благодаря помощи студентов и информационным технологиям работа нормализовалась, вошла в стабильный режим, и сейчас уже намного легче. Мы научились работать в таких сложных условиях.