Войти в почту

Тайна гибели станции «Луна-15»: что помешало СССР привезти лунный грунт раньше США

Исследование Луны стало важной частью космической гонки, развернувшейся между СССР и США во второй половине прошлого века. Поначалу лидерство было за Советским Союзом. Четвертого октября 1959 года межпланетная автоматическая станция «Луна-3» прислала на Землю первое изображение обратной стороны единственного спутника нашей планеты. А уже в 1966 году «Луна-9» совершила первую в истории мягкую посадку и передала первую телепанораму лунной поверхности.

Тайна гибели станции «Луна-15»: что помешало СССР привезти лунный грунт раньше США
© Слово и Дело

Но первым человеком, ступившим на Луну, стал американец Нил Армстронг из экипажа «Аполлона-11». На этом же корабле на Землю впервые прибыли образцы лунного грунта. Но если с пилотируемым полетом СССР безнадежно отстал, то опередить геополитического конкурента в деле доставки частички Луны помешала роковая случайность.

В беседе с корреспондентом журнала «Слово и Дело» доктор физико-математических наук, заведующий отделом исследования Луны и планет Государственного астрономического института МГУ имени П.К. Штернберга Владислав Шевченко рассказал, что стало причиной аварии советской автоматической станции, которая должна была опередить американский «Аполлон».

«Было известно, в какое время американцы сядут, сколько там пробудут и когда они на Землю привезут образцы лунного вещества. И наши специалисты решили опередить сам момент доставки. В НПО Лавочкина была разработана автоматическая станция «Луна-15», которая предназначалась для того, чтобы сесть на Луну, взять образцы и возвратить их на Землю раньше, чем вернутся американцы»

Ракета-носитель «Протон-К» с аппаратом «Луна-15» на борту взлетела с космодрома Байконур 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». Незадолго до завершения прогулки Армстронга и Олдрина по Луне советский аппарат пошел на посадку, но на исходе четвертой минуты снижения связь с ним пропала. Станция разбилась о лунную поверхность, но причины катастрофы длительное время оставались неизвестны. Только после тщательного изучения спутника Земли стало понятно, что помешало СССР опередить США.

«Я и тогда и позднее подробно исследовал этот момент. Там была не то чтобы техническая погрешность самой станции. Просто было мало изучено гравитационное поле Луны. Когда Луна-15 приблизилась к поверхности, она попала под влияние гравитационной аномалии, и поэтому при посадке аппарат разбился», — объяснил Владислав Шевченко.

Дело в том, что гравитационное поле Луны не однородно. В нем существуют аномалии, предположительно вызванные локальной концентрацией плотного вещества из лунных недр в подповерхностных слоях — так называемыми масконами. Их существование удалось выявить при анализе нерасчетных отклонений орбиты аппаратов «Луна-10» и «Lunar Orbiter». Но подробной карты на момент миссии «Луны-15» еще не существовало.

В случае успеха миссии «Луны-15» Советский Союз мог буквально «обойти на вираже» Соединенные Штаты. Сейчас такая попытка выглядит несколько странно. В конце концов, американцы бы все равно доставили свой грунт, спустя максимум пару дней после СССР. За это время невозможно было провести обстоятельное исследование полученного образца, а стоил аппарат немало.

Но, как напомнил Владислав Шевченко, тогда речь шла не о деньгах, и поэтому в случае успеха Советский Союз все равно считался бы первопроходцем.

«Шло соревнование, гонка. Важно было прийти к финишу первыми. Там не было ничего нечестного. Чтобы американцы доставили свои образцы понадобилась огромная ракета и целый комплекс предварительных запусков. В том числе пилотируемых, вокруг Луны. А здесь автоматика, чудо техники. Думаю, это было бы воспринято не с отрицательной точки зрения, а с восхищением», — заявил астроном.

Ранее Владислав Шевченко, которому довелось лично встречаться с Сергеем Королевым, рассказал журналу «Слово и Дело» о вкладе Королева в исследование Луны, а также, какое впечатление производил легендарный конструктор на работавших с ним людей.