Популяризация науки и научное мышление: куда двигаться дальше

АНО «Национальные приоритеты» опубликовала экспертно-аналитический доклад в рамках Года науки и технологий «Научное мышление и популяризация науки». Зачем нужно популяризировать науку, что такое научное мышление, почему школьные учителя — главная аудитория будущей научно-популярной деятельности в России — в нашем материале.

Популяризация науки и научное мышление: куда двигаться дальше
© Индикатор

Что такое научное мышление?

АНО «Национальные приоритеты», опираясь на мнения экспертов, сформулировала основные характеристики предмета своего доклада — научного мышления. Человек, воспринимающий мир именно так, должен обладать научным любопытством, критическим мышлением, научной грамотностью, то есть иметь основные знания о том, как устроен мир, широтой кругозора. Кроме того, человек с научным мышлением должен на основе своих знаний уметь предсказывать ход тех или иных вещей и не иметь противоречий в своем мышлении.

«Любопытство — главное качество, описывающее профпригодность как ученого, так и научного журналиста или популяризатора науки», — отметил Алексей Паевский, научный журналист, популяризатор науки, научный коммуникатор и историк науки, а также главный редактор порталов «Нейроновости», «Российские древности», «Менделеев.Info» и «Живая история науки».

Научное мышление несомненно играет очень большую роль в обществе. Однако как показывают опросы, пока что оно распространено гораздо меньше, чем хотелось бы. ««Я полюбопытствовал, посмотрел индекс образованности по разным странам, по нашей стране, учитывая предстоящий разговор. Честно говоря, не могу сказать, что данные впечатляют, хотя и не могу сказать, что мы где-то в хвосте плетемся, но стремиться есть к чему», – подтвердил Станислав Малкин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, права и методики обучения, исторического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета.

Авторы доклада также обращают внимание, что даже ученые иногда не распространяют свое научное мышление на ненаучные сферы жизни, например, бытовую.

Создатели доклада отмечают, что такое положение вещей может быть связано с тем, что в современном обществе сам образ ученого не так привлекателен и популярен, как 60-70 лет назад, когда заниматься наукой означало создавать будущее. «Сама профессия ученого сейчас менее популярна в отличие от 60-х годов или 50-х годов: химизация всей страны, атомные проекты — те большие свершения, естественно, были на слуху», — рассказал Степан Калмыков, член-корреспондент РАН, председатель Научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам, декан химического факультета МГУ.

Наука в делах государства и бизнеса

Эксперты отмечают, что участие науки в делах бизнеса и государства особенно важно для развития экономики, промышленности и общества в целом. Так, составители доклада выделили три вида привлечения ученых к таким делам: экспертное обсуждение перед принятием важного решения; использование научных данных для обоснования уже принятого решения и формальный подбор научных данных для того, чтобы сымитировать правильность того или иного решения и тем самым заслужить лояльность граждан, подчиненных и так далее.

В докладе авторы обратили внимание и на то, что многие эксперты подтверждают, что роль науки в делах государства становится все больше и больше. «Приравнивание Стратегии научно-технологического развития к Стратегии национальной безопасности по своей важности показало, что сегодня на уровне руководства в государстве есть отчетливое понимание важности развития определенных приоритетных направлений, то, что называется большими вызовами или приоритетами научно-технологического развития, сегодня они сформулированы», — рассказал Никита Марченков, кандидат физико-математических наук, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт». Крупные российские корпорации тоже не остаются в стороне и успешно интегрируются с отечественной наукой, что способствует развитию технологий.

Однако несмотря на столь позитивные оценки части экспертов, некоторые все же придерживаются противоположной точки зрения. Авторы доклада обращают внимание, что оценка вовлеченности науки в дела государства и бизнеса часто зависит от политических взглядов ученого, принадлежности его к академической или университетской науке.

«Кто хочет быть привлеченным, тот и привлекается», — заявила Кира Ким, кандидат биологических наук, заместитель директора Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН. С ней согласился и Юрий Ковалев, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией внегалактической радиоастрономии Астрокосмического центра ФИАН и лабораторией фундаментальных и прикладных исследований релятивистских объектов Вселенной МФТИ. «Я четко наблюдаю негативный вектор в сторону все меньшего и меньшего прислушивания чиновников к мнению сильных и не занимающих административные позиции, а, значит, независимых от них ученых», — отметил он.

Как сформировать научное мышление?

Одним из главных вопросов, которые рассмотрели авторы доклада: как же сформировать научное мышление в обществе. Начать исследование было решено со школ. Эксперты отметили, что школы сегодня ведут систематическую работу, чтобы сделать обучение детей более качественным и сохранить столь важный для научного мышления интерес ко всем процессам, которые окружают человека, характерный для детей.

«В начальных классах главное — это сохранение и преумножение того естественного любопытства детей, которое является основой и движущей силой любой науки во все времена. Научное мышление — это следующий этап, это инструмент, энергией для применения которого служит любопытство», — отметил Алексей Паевский.

Авторы доклада обращают внимание, что школа сейчас трансформируется из места, где передают знания, в место, где передают навыки для получения знаний. Существует большое количество проектов, главная задача которых состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка наукой еще со школьной скамьи. «Накачивание фактами» уже не работает, теперь задача школы — сделать мышление человека гибким и способным учиться.

Однако многие эксперты также обращают внимание, что до идеальной школы будущего еще далеко из-за того, что нет последовательности «от простого к сложному».

Стоит также обратить внимание, что для доклада АНО «Национальные приоритеты» провели опрос по научной грамотности. Результаты показали, что самым высоким уровнем научной грамотности обладают недавние выпускники школ — молодые люди от 18 до 24 лет. Таким образом, школа все же справляется со своей задачей.

Знания «из прошлого века»

При этом у школ есть три проблемы, которые существенно ухудшают качество образования: во-первых, нехватка кадров; во-вторых, устаревшие учебники; в-третьих, «заточенность» последних классов на подготовку к ЕГЭ.

«Я неоднократно сталкивался, когда мы готовим с супругой (преподавателем биологии – прим.) какой-нибудь материал ей, что-то ищем, я ей говорю: "Какая информационная РНК, она уже сто лет матричная!". То есть давно во всем мире говорят о мРНК, так она называется везде, на ней построены вакцины от ковида, а жена мне говорит: "Нет, у детей иРНК, и я обязана им так рассказывать, потому что у них так будут спрашивать на ЕГЭ". То же самое касается классификации лейкоцитов, классификации костей и прочих вещей, там все устарело безнадежно, это все из прошлого века», — рассказал Алексей Водовозов, научный редактор медицинского издательства «Ремедиум», врач-токсиколог, популяризатор медицины.

Как же решить эти проблемы? Авторы доклада уверены — только комплексно. Для этого необходимо как можно чаще привлекать ученых к работе школ. Это поможет познакомить ребенка с наукой, тем самым заинтересовать его. Примерами проектов по формированию интереса к науке могут стать научные смены, кружки, различные научные мероприятия и так далее. Также необходимо обеспечить знакомство учителей и популяризаторов науки, ведь они, по сути, занимаются одним и тем же.

Современные тренды научпопа

Авторы доклада обратили внимание и на тренды популяризации науки за последние 15 лет. Они отметили, что на данный момент научно-популярная деятельность переживает настоящий «бум».

За последние полтора десятка лет появилось большое количество крупных СМИ, которые занимаются популяризацией науки. Множество фестивалей, таких как Фестиваль науки «0+», Science Slam, Science Bar Hopping также позволяют людям понять, насколько интересна наука. Крупные корпорации тоже вкладывают средства в популяризацию научной деятельности. Например, ГК «Росатом» является партнером Информационного центра по атомной энергии, а «Норникель» проводит фестивали науки.

Авторы доклада обращают внимание и на то, что в России появилось большое количество специализированных научно-популярных изданий: например, «Нейроновости», «Биомолекула». Такие СМИ помогают и ученым, и обыкновенным людям: первые могут ознакомиться с новостью и сразу — с научной статьей, а вторые поймут, почему то или иное открытие важно и что оно поменяет для современного мира.

«Просветительское сообщество должно стать самоочищающимся»

Также появились качественные корпоративные ресурсы научных центров и университетов. Они занимаются популяризацией науки, при этом полезны и ученым. Среди них, например, Центр компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии». Такие организации также взаимодействуют с государством, помогая ему разобраться с теми или иными вопросами, связанными с наукой.

«Наш Центр уделяет большое значение популяризации тематики водородной энергетики и мобильных источников энергии, доступно и грамотно рассказывая о мировых и российских достижениях, а не только о нашей работе. Я знаю, что нас читают не только химики или любители науки, но и чиновники уровня профильных заместителей министров и губернаторов, что заметно облегчает принятие важных документов на уровне правительства», — рассказал Юрий Добровольский, доктор химических наук, профессор, руководитель Центра компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» при ИПХФ РАН.

Однако и популяризаторы столкнулись с серьезной проблемой: дело в том, что возможность заработать на собственных площадках и появление моды на научно-популярную деятельность привели к тому, что сейчас встречается все больше и больше контента, заточенного на то, чтобы вызвать ажиотаж.

«Не зря появился термин "инфоцыганство", он очень точно отражает то, что происходит на конкретном одном полюсе. Люди, которые никакими экспертными полномочиями не обладают, у которых знания оставляют желать лучшего, начинают называть себя популяризаторами науки, просветителями», — рассказал Алексей Водовозов.

При этом авторы доклада обращают особое внимание на то, что ни в коем случае нельзя запрещать подобную деятельность или же проводить лицензирование, чтобы ограничить поток желающих. Дело в том, что из-за этого могут закрыться множество волонтерских проектов. «Просветительское сообщество должно стать самоочищающимся», — отмечено в докладе.

Еще одной проблемой популяризаторского сообщество стало то, что в 2021 году остановился рост аудитории. Все заинтересованные люди уже привлечены, и теперь нужно привлекать других. Но как это сделать? Необходимо выйти на другие уровни популяризации науки, считают авторы доклада. Дошколята, школьники, студенты, академики — все нуждаются в своем языке распространения знаний и интереса к науке.

«Самый, наверное, лучший пример на эту тему — это "Смешарики. Пин-код", "Фиксики" и "Галилео". Вот это как раз тот уровень науки, который доступен всем. Там есть наука? Есть. Она действительно соответствует реальности? Соответствует. Там есть вещи, что называется, с переднего края? Да, бывает, проскакивают. Этого достаточно? Для большинства достаточно. Есть другие уровни, и там уж подключаются другие аудитории. То есть нужно понимать, что на разные аудитории нужно заходить по-разному и, скорее всего, разным людям», — добавил Алексей Водовозов.

Однако самая главная аудитория, которую необходимо привлечь к науке — это учителя. Именно они могут подтолкнуть школьников к изучению окружающего мира, дать им основу для интереса к науке. Все эксперты, которые принимали участие в создании доклада, обращают внимание и на то, что становление ученых медиаперсонами весьма положительно сказывается на популяризации науки. Дело в том, что «тихое» исследование науки не распространяет в обществе не только положительный образ ученого, но и не способствует привлечению молодого поколения в эту сферу.

Наука и COVID-19

Начиная с 2020 года, когда коронавирусная инфекция распространилась по всему миру, в том числе по нашей стране. Это привело к тому, что интерес к науке в обществе сильно увеличился. Этому поспособствовало не только создание собственной вакцины от коронавируса, но и большое количество исследований на эту тему, к которым теперь привлечено огромное общественное внимание.

Авторы доклада обращают внимание на такую проблему как антипрививочное движение, которое как раз проявилось в пандемию из-за того, что в обществе недостаточно распространено научное мышление. Так, в российском обществе недоверие к властям легко перебило рациональные научные аргументы. В такой ситуации ученые могут выражать свою позицию публично, тем самым увеличивая доверие граждан к российской вакцине. «Я чувствую свою ответственность за то, чтобы люди прививались. Я яростно начинаю спорить с теми, которые пытаются объяснить, почему прививаться не надо», — рассказал Сергей Алдошин, академик РАН, бывший вице-президент РАН, научный руководитель Института проблем химической физики РАН.

Полностью ознакомиться с докладом можно по ссылке.