Войти в почту

Легендарный дрейф ледокола «Георгий Седов»: 82 года подвигу советских моряков

Создание и история службы «Георгия Седова»

Легендарный дрейф ледокола «Георгий Седов»: 82 года подвигу советских моряков
© runews24.ru

До становления советской власти будущие российские корабли часто строили за границей. Так произошло и с «Георгием Седовым», строительство которого заложили на верфи «Гендерсон и К°» в шотландском городе Глазго 25 декабря 1908 года.

Мощь и гордость флота! 115 лет подводным силам России: история развития и новейшие технологии

Пароход назвали в честь русского гидрографа и полярного исследователя Георгия Седова – выходца из крестьянской семьи. Его отец занимался ловлей рыбы и пилкой леса, жизнь Георгия Седова активно изучали в советские годы, так как он добился заметных успехов в царские времена, при этом являясь выходцем из беднейшего слоя общества. Погиб Георгий Седов во время экспедиции к Северному полюсу.

 

 

Изначально корабль носил название «Беотик» – в честь коренного населения Ньюфаундленда. Судно относится к пароходам твиндечного типа, набор корпуса и обшивка были усилены для возможности прохождения по льдам. В районе ватерлинии инженеры сделали ледовый пояс толщиной 22 миллиметра, форштевень ледокольной формы, однако борта оставили прямостенными.

Судно было куплено в конце 1916 года министерством торговли и промышленности Российской империи. Продавцом выступила компания Job Brothers & Co. Ltd, судно предназначалось для Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. В декабре 1916 года корабль вошел в состав русского торгового флота. По 1919 год «Георгий Седов» использовался для перевозки грузов во время зимней навигации в Белом море, в январе 1917 года судно ввели в состав флотилии Северного Ледовитого океана. С 1917 по 1919 годы корабль был в руках иностранных интервентов, ворвавшихся в Россию на стороне белого движения для нейтрализации Советов.

 

 

В 1920 году «Георгий Седов» принимал участие в первой Карской экспедиции, в 1925 году буксировал из норвежского порта Вардё в Мурманск барк «Товарищ», который пострадал во время шторма. В 1928 году судно принимало участие в поиске участников экспедиции Нобиле, которая отправилась на дирижабле «Италия» на Северный полюс. С 21 июня по 11 сентября 1929 года на корабле провели экспедицию Института по изучению Севера, которая проходила под руководством Отто Шмидта (покорителя Арктики и Памира). Во время этой экспедиции была исследована Земля Франца-Иосифа, а в бухте Тихой на острове Гукера организована полярная станция. В этом же походе «Георгий Седов» установил рекорд свободного плавания в полярных льдах, а также достиг 82°14´ северной широты.

 

 

15 июля 1930 года ледокол покинул Архангельск и двинулся к Новой Земле, зашел в Белушью Губу и Малые Кармакулы. 2 августа после исследования Земли Франца-Иосифа судно направилось к Новой Земле, после чего открыло острова, получившие имена Визе, Воронина и Исаченко. 13 августа 1930 года судно достигло заданной цели, но остров оказался пустынным с небольшими порослями лишайника. Непосредственно к Северной Земле ледокол не пустили льды, однако флаг СССР все равно начал развеваться над ним позднее. В 1931 году «Георгий Седов» направился в Черное море, был проведен ремонт на заводе в Николаеве, затем он снова вернулся в Архангельск.

Летом 1934 года ледокол принимал участие в спасении экспедиции судна «Госторг», которое потерпело аварию около Новой Земли. В навигацию 1935 года судно занималось проводкой судов в Карском море, а также доставлял людей и грузы для организации новых полярных станций на острове Русском и в устье реки Таймыр. В 1936 году «Георгий Седов» участвовал в спасении каравана судов, застрявших во льдах. Год спустя ледокол занимался исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Новосибирских островов, а по завершению работ судно направили в помощь судам «ленинского» каравана, которые застряли во льдах юго-западной части моря Лаптевых.

 

 

Легендарный дрейф «Георгия Седова»

Фактически дрейф начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского. 30 октября пришел приказ начальника Главсевморпути о переходе на зимовочное положение. Итак, корабли «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов, поэтому им пришлось дрейфовать. Ни у кого из 217 человек, оказавшихся один на один с Арктикой, не было опыта зимовок. Машину вывели из эксплуатации 10 ноября, были погашены топки, экипаж перешел на отопление при помощи камельков (буржуек), а освещение осуществлялось при помощи керосинок и свечей.

 

 

Начальником дрейфующего каравана был назначен профессор Рудольф Самойлович. Капитан Константин Бадигин, позднее назначенный на этот пост, писал: «Около трехэтажных пароходов выросли ледовые домики, среди дрейфующих льдов образовался город. Удалось быстро протоптать тропы, которые соединяли корабли». Корабль «Садко» встал на дрейф лучше всех – в естественной лагуне, чтобы не попасть на линию сжатия льдов (именно так погиб «Челюскин»).

Статья по теме: Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода

За первый месяц дрейфа корабли оставили за собой 320 километров, к полюсу – 200 километров. 3 апреля 1938 года из Тикси вылетели самолеты звена Героя Советского Союза Анатолия Алексеева – участника спасения экспедиции Умберто Нобиле. Самолеты «Н-170», «Н-171» и «Н-172» приземлились около дрейфующих кораблей, посадили на борт 22 человека и улетели. Анатолий Алексеев и Павел Головин (тоже Герой СССР) 18 апреля эвакуировали на самолетах «Н-170» и «Н-172 еще 83 моряков. 26 апреля полярные летчики отправились в последний рейс, эвакуировав 79 человек, после чего на кораблях осталось по 11 человек (33 во всем караване).

 

 

24 июня водолаз Николаев с судна «Садко» осмотрел корабль «Георгий Седов» и выявил, что руль судна сильно поврежден одним из сжатий льдами. Самостоятельно управлять кораблем не представлялось возможным. 28 августа к каравану подошел ледокол «Ермак», установив мировой рекорд свободного высокоширотного плавания (83°4,80′ с. ш. 138°02′ в. д.). Судно «Ермак» вместе с «Малыгиным» пытались буксировать «Георгия Седова», однако сделать это не удалось, затем корабли ушли в ледовую разведку, в которой «Ермак» потерял винт. Было решено оставить «Георгия Седова» на вторую зимовку из-за угрозы, что все корабли застрянут во льдах.

 

 

Близнец «Титаника», плавучий госпиталь, герой войны: история суперлайнера «Британник», затонувшего 105 лет назад

30 августа «Ермак» и «Малыгин» ушли, а 13 сентября 1938 года Главсевморпуть послал к «Георгию Седову» мощнейший ледокол «Иосиф Сталин», переименованный позднее в ледокол «Сибирь» в рамках десталинизации. 17 сентября в Арктику послали ледокол «Литке». Оба судна подошли к «Седову» на 60 миль, но из-за ухудшения погодных условий (крупнобитый лёд 7 баллов, туман) оба ледокола остановились. 24 сентября их послали назад. В ночь с 26 на 27 сентября из-за подвижек льда «Георгий Седов» накренился на 18 градусов на правый борт, под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Невозвратный клапан не сработал, вода под напором выдавила прокладку крышки холодильника и начала поступать на судно. Экипаж предпринял меры, однако вода продолжила поступать, судно накренилось на 30 градусов.

35 лет назад в Цемесской бухте погибли 423 человека, история крупнейшей для мирного времени черноморской катастрофы

 

 

В Гренландском море 3 января 1940 года к дрейфующему пароходу «Георгий Седов» снова подошел «Иосиф Сталин» на расстояние 25 миль. В течение следующих десяти дней ледокол прокладывал себе путь к застрявшему во льдах пароходу. Для ускорения процесса освобождения на расстояние 2-3 метра от парохода закладывались снаряды, чтобы проломить лед толщиной пять метров. Проделываемые усилия помогли «Иосифу Сталину» и «Георгию Седову» встать борт о борт 13 января 1940 года.

 

 

Итоги дрейфа

В общей сложности дрейф продолжался 812 дней, корабли прошли путь 3 307 миль. Уже 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене, 29 января «Георгия Седова» встретили в Мурманске, откуда экипаж, который начали называть «седовцами», отправили в Ленинград, затем – в Москву. 3 февраля 1940 года «Георгия Седова» наградили орденом Ленина, указом Президиума Верховного Совета СССР все члены экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза. Также всем членам экипажа вручили медали «Золотая звезда», выплатили единоразовую помощь в размере 25 тысяч рублей каждому.

 

 

Экипажу «Георгия Седова» удалось развенчать миф о существовании «Земли Санникова» – острова-призрака, который якобы видел исследователь Яков Санников в XIX веке севернее Новосибирских островов. Если быть точнее, «Земля Санникова» располагалась к северу от острова Котельного. Также экипаж «Георгия Седова» во время дрейфа вел наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и измерению силы тяжести по той же программе и при помощи тех же приборов, что станция «Северный полюс». В ходе дрейфа было сделано 415 определений местоположения судна по небесным светилам. В 38 пунктах были измерены глубины свыше 3 000 метров для получения образцов грунта.

 

 

В годы Великой Отечественной войны ледокол «Георгий Седов» входил в состав Беломорской военной флотилии советского флота в качестве ледокольного парохода под названием «ЛД-3». Службу он нес с сентября 1941 года по май 1942 года.