К 115-летию Сергея Королева: как главный конструктор СССР проложил дорогу к Луне
Ровно 115 лет назад в Российской Империи, в городе Житомире родился один из основоположников отечественной космонавтики Сергей Павлович Королев. С детства он мечтал о полетах. В 17 лет защитил проект своего первого самолета, а после поступил в Киевский политехнический институт и увлекся планеризмом.
Затем он пошел в Московское высшее техническое училище, где учился у Андрея Туполева и познакомился с Фридрихом Цандером. Вместе они добились создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), на счету которой разработка первых советских жидкостных ракет. Позже на базе ГИРД был создан Реактивный научно-исследовательский институт, где Королев быстро стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.
Затем был арест, лагеря, закрытое КБ Туполева, изучение трофейных наработок немецких ракетчиков, ракета Р-1, должность Главного конструктора ОКБ-1, где и появилась на свет Р-7 — легендарная королевская «семерка», которая вывела на орбиту первый спутник Земли.
Следующим шагом стала отправка космических аппаратов к Луне. Благодаря Сергею Королеву человечество шагнуло за пределы земного тяготения. И как отметил в беседе с корреспондентом «Слово и Дело» доктор физико-математических наук, заведующий отделом исследования Луны и планет Государственного астрономического института МГУ имени П.К. Штернберга Владислав Шевченко, это было больше, чем просто инженерное достижение.
«Когда «Луна-1» направилась к Луне — это был не только инженерный, но и фундаментальный успех. «Луна-2» — это тоже достаточно важный эксперимент. Ну а «Луна-3» — и вовсе эпохальное событие. До этого никто не знал, что на обратной стороне Луны. Мой непосредственный руководитель, воспитатель в научном плане Юрий Наумович Липский был первым астрономом, который увидел эти фотографии».
Ключевая роль в этом достижении принадлежит Сергею Королеву. Главный конструктор был не только большим ученым, но, прежде всего, талантливым организатором. Он подобрал коллектив и создал целую отрасль, которой до этого не существовало. Кроме того, он был человеком, который производил большое эмоциональное воздействие, о чем Владислав Шевченко узнал на собственном опыте.
«В 1965 я уже был действующим ученым. Тогда и познакомился с Сергеем Павловичем. Ведь тогда что это тот самый Королев никто не знал. Писалось с заглавной буквы «Главный конструктор» и все. Когда он публиковал что-то — подписывался «Сергеев». А я с научной точки зрения был еще мальчишкой. Тогда доснимали обратную сторону Луны. Там еще оставался недоснятый сектор… И вот среди тех, кто обрабатывал эти данные был я. И вот еду из Подлипок в метро, все читают газеты, где Главный конструктор упомянут. И была такая мальчишеская гордость, что вы читаете и не знаете, кто это, а я знаю, только что с ним за руку попрощался», — рассказал астроном.
Впоследствии Королев переключился на пилотируемую космонавтику, а конструирование автоматических станций для мягкой посадки на Луну передали КБ имени Лавочкина. Как вспоминает Шевченко, Королев считал, что высадка человека на Луну будет вершиной его работы, но Главного конструктора подвело здоровье.
«Это тоже при мне было, когда он позвонил к нам в отдел Юрию Наумовичу Липскому и сказал, что ложится в больницу на несколько дней. Там ему все быстро сделают, и тогда они продолжат то, над чем начали работать. Он уходил в больницу с уверенностью, что быстро вернется к работе. Оперировал его не только министр здравоохранения, но и выдающийся хирург Петровский. Но, насколько я знаю, сказались последствия 30-х, когда ему при допросах сломали челюсть. Из-за этого не смогли хорошо вставить дыхательную трубку, и Сергей Павлович скончался прямо на операционном столе. А ведь ему не было и 60. По современным меркам не старый еще человек», — поделился воспоминаниями ученый.
Последним проектом, над которым работал Королев, была ракета Н-1 для пилотируемых полетов к Луне. После его смерти и серии неудачных пусков проект был прекращен. Василий Павлович Мишин, возглавивший разработку, не смог полностью заменить Королева. И, конечно, после того как американцы осуществили полет человека на Луну, советское правительство утратило интерес к дорогостоящему начинанию.
На первый план вышел глава КБ Лавочкина Георгий Бабакин с мягкими посадками автоматических станций на Луну, луноходами, доставкой грунта на Землю. Несмотря на наличие талантливых конструкторов, среди них не нашлось умелого организатора, который смог бы убедить высшее руководство СССР в необходимости продолжать пилотируемую лунную программу.
Вот уже полвека как по поверхности Луны не ступала нога человека. И хотя история не знает сослагательного наклонения, но, возможно, если бы Королев довел до конца проект Н-1, то сейчас на спутнице Земли уже могли стоять долговременные базы, а человек уже штурмовал марсианские равнины, о чем Сергей Павлович мечтал еще на заре космических полетов.