Почему философ Гегель, чей юбилей отмечается в этом году, актуален как никогда
15:00, 27 августа 2020, автор: Владислав ЛукьяновПочему философ Гегель, чей юбилей отмечается в этом году, актуален как никогдаДиалектика немецкого мыслителя является методом самопомощи в эпоху хищнической экономики, пандемии и массовой дезинформации нашего времени марте 1807 года, в возрасте 36 лет, выдающийся гигант немецкой философии изо всех сил пытался смириться с карьерным падением.Имея внебрачного сына, которого нужно было содержать, и иссякшее родовое наследство, Георг Вильгельм Фридрих Гегель бросил неоплачиваемую академическую должность и устроился на работу редактором местной газеты в Бамберге, где он составлял отчеты о королевской охоте на кабанов. Только недавно приобретенный кофейный перколятор предлагал кратковременные острые ощущения с кофеином.Что еще хуже, его друзья познакомились с весьма нелицеприятными отзывами о недавно завершенном 600-страничном опусе философа «Феноменология духа». Человек, которого Бертран Рассел позже описал как «самого сложного для понимания из великих философов», отреагировал редким моментом сомнения в себе. Иногда, признавал он, «легче быть возвышенно непонятным, чем быть понятным простым способом».Унижающие годы Бамберга занимают видное место в трех новых биографиях, выпущенных в Германии к 250-летию со дня рождения Гегеля, и все они ищут бреши в интеллектуальных доспехах пугающего влияния на немецкую общественную жизнь. Потому что, несмотря на множество эссе, посвященных его актуальности, многочисленные памятные мероприятия и открытие его места рождения в Штутгарте в качестве музея, огромные трудности и тяжелое политическое наследие Гегеля мешают современным немцам принять его.«Что удивило и порадовало меня во время моего исследования, так это то, что у Гегеля было очень извилистое нелинейное резюме», - сказал Себастьян Острич, академик из Штутгартского университета и автор книги «Гегель: мировой философ». Вто время как его друг-философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, сосед по квартире вместе с поэтом Гёльдерлином, стал профессором в 23 года, Гегель получил звание профессора только в середине своих 40-х, после того как оставил свой небольшой экскурс в журналистику и принял академическая должность в Гейдельберге.Во время одного из своих непростых жизненных периодов интеллектуал из Штутгарта написал короткое неопубликованное эссе, которое не только бросило вызов его репутации многословного мыслителя, но и затронуло распространенную жалобу на его философию: «Кто мыслит абстрактно?» - спросил он в одноименном эссе. Его ответ: «Необразованные, а не образованные».«Распространенное предубеждение состоит в том, что Гегель - абстрактный философ», - считает академик Острич . «На самом деле он противоположный: философ, который не пытается загнать идеи или людей в коробки. В нашу эпоху преобладают стереотипное мышление и партийные аргументы. Гегель счел бы это плохим абстрактным мышлением».Однако взгляд Гегеля на историю как на область нелинейного, но очевидно неизбежного прогресса был впоследствии решительно принят и адаптирован Карлом Марксом, что принесло ему в некоторых кругах репутацию прото-социалиста. Другие видели в идеях Гегеля об индивидууме и государстве семена самых мрачных глав тоталитаризма двадцатого века.В результате немногие современные немецкие политики, вероятно, воспользуются гегелевским понятием велтгейста - невидимой силой, продвигающей мировую историю, - даже с энтузиазмом президента Франции Эммануэля Макрона, написавшего университетскую диссертацию на тему философа. Ангела Меркель, скорее всего, процитирует Карла Поппера, известного антигегельянца.Для Клауса Веегга, философа из Йенского университета и автора другой биографии, «Гегель: философ свободы», это все «катастрофическое» недоразумение, вызванное многочисленными ошибками. Для него Гегель не был ни тайным революционером, ни поборником государственного контроля, а умеренным политиком, чье уравновешивание экономических и социальных интересов никогда не было более актуальным, чем во времена нынешней пандемии.«Гегель обрисовал видение хищного капитализма Уолл-стрит, которое остается весьма актуальным», - сказал Вьюег. «Он верил в рынок как в незаменимую основу нашего общества, но что доминирующими принципами современного государства должно быть нечто иное: свобода, справедливость и устойчивость».Образ мыслителя, строго преданного видению неизбежного прогресса, ошибочен, полагает Вейег: «Гегель был оптимистом, но никогда не был оптимистом с широко открытыми глазами. После Французской революции он был убежден, что идею свободы можно внедрить в головы людей, но он никогда не верил, что это неизбежно приведет к более свободному обществу».Тем не менее, в социальном климате 2020 года даже умеренный гегелевский оптимизм кажется большой проблемой, как написал комментатор Андреас Розенфельдер в длинной статье для немецкой ежедневной газеты Die Welt с обещанием «В это воскресенье вы поймете Гегеля». «Нстоящая эпоха выглядит как открытая война между разумом и реальностью», - писал Розенфельдер. «В гегелевском 2020 году этот контраст становится более заметным с каждым аргументом в Твиттере, каждой волной пандемии, каждой избирательной кампанией диктатора. Мир постепенно сходит с ума, и мы можем наблюдать это только со стороны».В статье утверждается, что Гегель не только представляет проблему, но и может предложить ее решение. Во времена теорий заговора и пузырей фильтров метод мышления Гегеля - диалектика - может стать своего рода интеллектуальной самопомощью. Или, как Юрген Каубе резюмирует центральное послание философа в третьей биографии, которая будет опубликована в августе: «Мышление эффективно».Ранее в этом месяце немецкий комик Флориан Шредер показал, как это можно сделать, когда он вышел на сцену протеста скептиков коронавируса в Штутгарте, на родине Гегеля.На видео события, которое с тех пор стало вирусным, комик сталкивается с толпой из сотен людей, которые сомневаются в существовании COVID-19 и подозревают, что маски для лица являются частью заговора, чтобы заставить замолчать их критические голоса. Комик сказал, что он хочет поговорить о гегелевской идее диалектики, метода аргументации, основанного на выяснении истины из аналитического противоречивого процесса между противоборствующими сторонами.«Свобода не означает безответственность. Свобода, которая выражается только в безответственности, - это конец свободы», - сказал Шредер, когда крики стали громче. «Свобода означает, что ваше мнение может пострадать от кого-то вроде меня. Это, друзья мои, диалектика».«Свобода не означает безответственность. Свобода, которая выражается только в безответственности, - это конец свободы », - сказал Шредер, когда крики стали громче. «Свобода означает, что вы должны страдать от кого-то вроде меня. Это, друзья мои, диалектика».Источник: Источник фото: theguardian.com