Как изменить себя к лучшему с помощью нарративных практик?
Истории — важная часть человеческой жизни. Мы рассказываем истории, чтобы рассмешить других, чтобы заставить их грустить вместе с нами, чтобы убедить дать нам эту работу или чтобы успокоить человека. Истории, которые мы рассказываем, могут многое сказать о нас самих и нашем отношении к жизни, но они же могут помочь нам стать лучше. Как? В этом помогут нарративные практики. Рассказываем, что это такое и как переписать себя заново.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } .disclamer { display: block; background-color:#FFE3E0; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }
Что такое нарративные практики и как они появились?
Нарративная психология и нарративные практики — относительно новое направление психологии, выросшее из классической психологии, социологии и этнографии. В основе нарративной психологии лежит идея, что через рассказывание историй человек упорядочивает свой жизненный опыт, наполняет смыслом свои решения и предпринятые действия. Это направление изучает то, как люди выстраивают нарративы в своей жизни, чтобы получать опыт и работать с ним.
Свое начало это направление берет в 70-х годах, когда психологи всерьез заинтересовались тем, как пациенты описывают события в своей жизни. Одним из первых нарративный подход описал Теодор Сарбин в своей книге «Нарративная психология: легендарная природа человеческого поведения». В ней он писал, что нарратив, созданный пациентом, насыщен метафорами, расшифровка которых способна привести к более глубокому пониманию проблемы.
Идею нарративного подхода поддержали и усовершенствовали психологи Джером Брунер, исследовавший нарративное знание и нарративную метафору, и Дэниел МакАдамс, который считал, что анализ повествования пациента позволяет более глубинно изучить трансформацию личности.
Основателями же направления в современном и известном нам виде являются австралийский психолог Майкл Уайт и новозеландский психолог Дэвид Эпстон, развившие идею о том, что пациент и его проблема не являются единым существом. Они одними из первых ввели использование метафорических карт, которые позволяли отделить историю от человека и позволяли пациенту взглянуть на свой нарратив со стороны.
Цель нарративной терапии — создание комфортной среды вокруг пациента, в которой, рассказывая истории, он почувствует возможность и способность влиять на свою жизнь и свою историю.
«Концентрация на рассказе человека о себе — это упрощенное понимание нарративного подхода. Еще важно заметить, что мы часто называем тех, с кем сотрудничаем, не „пациент/клиент“, а „собеседник/ца“. У нас есть такой термин „двойное слушание“, когда в истории человека мы слышим и голос „проблемной истории“ („я плохая, я неуверенный„), мы слышим и голос предпочитаемой истории (надежды, ценности, принципы, особые моменты, которые не вписываются в проблемное описание себя и своей жизни). Мы помогаем человеку сделать разные альтернативные истории себя более ясными, насыщенно описанными, тем самым снижая то, что привычно разные культурно-общественные штуки заставили думать о себе, жизни, мире.
Также в нарративном подходе есть направленность на то, чтобы помочь человеку рассказывать историю себя — это не то же самое, что активное слушание. В процессе рассказа терапевт задает вопросы, проявляет любопытство и уважение к различиям. Мы выводим на чистую воду социальные идеи, которые давят и кажутся авторитетными, помогаем сформулировать то, что человеку важно, с чем есть несогласие, и заметить собственные ответы на трудные вызовы, помогаем восстановить участие и связь с тем, что дорого, с тем способом жить и быть, который подходит человеку. Также мы содействуем в укреплении авторства человека, его или ее агентности: ощущения влияния на жизнь, ясное ощущение себя», — комментирует психолог, нарративный практик Виктория Пархаева.
Что нужно знать, чтобы практиковать нарративный метод?
Для человека, который хочет взглянуть на свою жизнь через призму историй, важно понимать, что его жизнь полиисторична.
«„Поли“ значит, что человек — это не одна история, могут сосуществовать разные истории и описания себя одновременно. Без идеи о центре личности. А с идеей, что человек сам — это разные истории, человек — и рассказчик себя, и сам/а история, которые могут переписываться и пересматриваться, помогая жить предпочитаемым образом», — комментирует Виктория Пархаева.
То есть нет единого целостного повествования, зато есть множество сюжетных линий, которые создают арку пациента как героя. И эти сюжетные линии не прерываются в контексте травм или, например, утраты. Когда продолжается жизнь рассказчика, продолжается и его история.
Можно ли переписать себя заново?
Нарративные практики активно применяются не только во время сеансов с терапевтами, но и в социальной работе, в проектах по адаптации (например, детей после переезда или перехода в другую школу) или реабилитации (после пережитой травмы).
Есть два больших направления в работе со своими историями, которые доступны каждому.
Ведение дневников или заметок
Этот метод отдает чем-то в духе подростковой романтической комедии, однако вести дневник можно вдумчиво и осознанно, вместо того чтобы писать на себя компромат. Можно посвятить записи собственным эмоциям, которые вы испытывали за день, обращать внимание на триггерные события и, например, прописывать альтернативные пути решения случившегося конфликта или сложной ситуации. Не обязательно концентрироваться на событиях, которые заставили вас чувствовать себя тяжело или тревожно: можно, наоборот, уделять внимание и более позитивным эмоциям и ситуациям. Например, вы можете каждый день фиксировать три события, которые доставили вам радость.
Написание выдуманных историй
Они могут быть даже не про вас, а, например, про сказочных или фантастических героев. Но эти истории не должны писаться в стол или под литературные конкурсы, вам нужно потом находить в себе силы внимательно перечитать свои произведения, найти темы, которые вас беспокоят, и подумать над тем, можете ли вы расправиться с ними так же, как ваши герои.
Если вы еще не уверены, с чего хотите начать нарративные практики или какие вам подойдут лучше всего, воспользуйтесь путеводителем Дарьи Кутузовой.
Постепенно нарративные практики благодаря анализу дают человеку возможность изменить свой взгляд на события в своей жизни и в какой-то мере переписать себя заново.
«Я бы сначала спросила: а что значит для человека „переписать себя заново“? Как это представляется и почему это важно?
Как будто я слышу в „переписать себя заново“ идею, что с нами что-то не так и нужно себя переделать.
Нарративная практика верит, что с людьми все в порядке изначально, у людей есть все знания, навыки, умения, важности, мы лишь помогаем заметить, подсветить, присвоить и воплотить. Человек — не проблема, проблема — это проблема, а человек — человек. То есть мы не человека переписываем, а содействуем в том, чтобы заметить то, что было за скобками, невидимо или не укреплено раньше. И это может менять видение и ощущение себя, своей жизненной истории. Она как будто уже была написана, но вот так ее еще никто не читал», — комментирует Виктория Пархаева.
Иллюстрация: MagicDogPhoto / Depositphotos.com