Российское судно "Академик Иоффе" освобождено из-под ареста в Дании
Чтобы суда работали для науки, а не подрабатывали у турфирм, научный флот надо содержать. Фото: anitaritenour / flickr.com
По информации из Института океанологии РАН, прибытие и швартовка ожидаются в 9-10 утра по местному, калининградскому времени (плюс час ко времени Москвы).
О том, что на борт возвращены изъятые документы и в тот же день команда получила приказ сниматься с якоря в датском порту Скаген, стало известно накануне - сразу после того, как Западный апелляционный суд признал необоснованным наложенный на "Академика Иоффе" арест. Сообщалось, что "после получения судовых документов в суде Йоринга НИС "Академик Иоффе" покинул территориальные воды Дании и направился в порт Калининграда".
Ранее мы писали, что российской стороной в судебном порядке были заявлены ходатайства, представлены материалы и аргументы экспертов по международному морскому праву о незаконности ареста, наложенного на российское исследовательское судно. В результате суд внял этим доводам и снял арест, который продолжался 36 суток - с 1 ноября 2021 года.
"В ходе судебного заседания было подчеркнуто, что российское судно является государственным и находилось на пути к проведению океанографической научной экспедиции, что классифицируется как цель некоммерческого характера. В этой связи применение в его отношении ареста не допускается", - заявили по горячим следам в посольстве России в Дании.
Напомним, что иск с требованием наложить арест на это российское судно подала канадская компания One Ocean Expeditions Ltd. Такой юридический демарш был сделан в отчаянной попытке возместить убытки "в связи с предыдущей коммерческой деятельностью судна". Его канадская турфирма арендовала в 2018-2019 годах через посредника у Института океанологии Российской академии наук.
Однако в самом институте, который не является собственником НИС "Академик Иоффе", а только наделен правами оперативного управления им, с самого начала считали арест судна незаконным и сделали все возможное для его вызволения. Как заявил директор института Алексей Соков, "сделали качественно и быстро". Возможно, и так, если принять во внимание, что в 1994 году "Академик Иоффе" простоял под арестом на Фолклендских островах с 18 марта до 30 июня. Тогда причиной стал иск немецкой консалтинговой компании с требованием оплатить ремонт судна. Три месяца ушло на то, чтобы деньги, которых не было в бюджете Российской академии наук, стараниями тогдашнего вице-президента РАН Николая Лаверова смогли-таки найти.
В момент задержания "Академика Иоффе" 1 ноября 2021 года на его борту находился 61 человек: 38 членов экипажа и 23 участника экспедиции, один из которых - гражданин Франции. После трех недель вынужденного простоя часть экипажа и всю научную группу во главе с руководителем несостоявшейся экспедиции доктором наук Еленой Ивановой было принято решение вернуть домой. Так и случилось: 24 ноября эта сборная команда была доставлена на борту НИС "Академик Николай Страхов" в Калининград.
В пятницу там ждут и "Академика Иоффе".
Три вопроса по существу
"Российская газета" адресовала в Институт океанологии имени П.П. Ширшова три предметных вопроса. Как повлияет случившийся арест и непредвиденный простой судна на дальнейшие экспедиционные планы ИО РАН? Стоянка в чужом порту бесплатной не бывает. Уже есть или готовится судебный вердикт, кто должен оплатить эти расходы? Поскольку арест судна признан необоснованным, ставится ли вопрос о возмещении потерь российской стороне?