8 декабря в Сочи стартовал Конгресс молодых ученых. Деловая программа мероприятия включает в себя множество сессий по самым разных научным направлениям, среди которых и тема глобального технологического прогресса. Как относиться предотвращать катастрофические ошибки, как выстраивать систему образования и на что способны российские исследователи — в нашем материале.
Сессию «Человек, природа, общество и технологии» открыл Михаил Ковальчук, президент НИЦ «Курчатовский институт». Он начал мероприятие с краткого рассказа о развитии технологий — начиная с Владимира Ивановича Вернадского. Еще в 1930-х годах Вернадский предупреждал о последствиях влияния человека на природу, которые в будущем будут очень велики. Сегодня технологии достигли того уровня развития, когда не природа угрожает человеку, а наоборот — человек природе. Человеческие ошибки — такие как катастрофа на Чернобыльской АЭС или крушение самолета — не только губят сотни и тысячи жизней, но и наносят существенный вред окружающей среде. Еще одно последствие технологического прогресса — исчезновение рабочих мест, когда мы постепенно приходим к фактической ненужности людей на многих производствах, например в сельском хозяйстве. Человек стал не нужен как рабочий — и из-за этого возрастает роль гуманитарного знания, которое должно вернуть гуманистический образ людей в общество, дать им творческую базу.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков согласился с тем, что технологии меняют место человека в мире и обществе. Если раньше коллектив играл огромную роль в жизни как детей, так и взрослых, то сегодня значительная часть общения переместилась в онлайн — из-за этого навыкам общения и жизни в коллективе детей и молодых людей обучают специально (soft skills). Вопросы биоэтики, права, медицинской этики, нравственности привлекают внимание все большего количества специалистов, открываются программы высшего образования для подготовки специалистов по этим вопросам. Министр отметил и проблему современного высшего образования — при всех успехах российского технического и естественно-научного образования, наблюдается нехватка базовой подготовки молодых людей в вопросах истории, философии, социологии. Именно поэтому отраслевые университеты — технические, медицинские — добавляют гуманитарный компонент в образовательные программы.
Следующим взял слово Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого. Он подчеркнул, что технология из орудия помощи человеку легко может превратиться в оружие. Одна из проблем современного общества, по его словам, — ухудшение понимания людьми базовых законов природы, потому что «есть технология, которая все делает; есть интернет, который все знает». Ценности, цели, задачи и методы — этими словами должна описываться система образования, и выпадение хотя бы одного компонента грозит несбалансированным развитием человека. Вакуум смыслов технологии и искусственный интеллект заполнить не смогут.
Про коммерциализацию новых технологий, внедрение разработок в жизнь, привлечении индустриальных партнеров и иных вопросы, касающиеся технологического развития нашей страны, говорили Аркадий Дворкович, председатель Фонда «Сколково», и Михаил Ненюков, операционный директор «Роснано». К теме развития человеческой личности слушателей вернул Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ. Он сообщил, что, по данным исследователей, современные пятилетние дети в среднем проводят перед экранами гаджетов 24 часа каждую неделю. И ученые утверждают, что чем больше это время, тем больше проблем с психологическим и когнитивным развитием имеют дети. И напротив, если ребенок использует гаджет для коммуникации или решения определенных задач (например, обучения), то ребенок демонстрирует более высокие темпы развития. Однако контент, предназначенный для детей, должен быть одобрен экспертами — по словам Александра Вераксы, такая оценка становится одной из важнейших задач современных детских психологов и педагогов.
Вадим Тарасов, директор Института трансляционной медицины и биотехнологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, рассказал об использовании технологий в медицине. Прошлый год показал, что российские исследователи достаточно квалифицированы, чтобы создавать технологии мирового уровня, которые влияют не только на здоровье людей, но и на экономику, — такие как вакцина «Спутник». Почему же мы не можем разрабатывать подобные технологии чаще? Потому что есть проблемы с тем, чтобы связать идею, продукт и инвестиции. И тут должны вступать в роль более «гуманитарные» специалисты — люди, которые смогут проводить качественные исследования общества, формулировать проблему и помогать доводить до коммерциализации новейшие разработки.
Станислав Бушев, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, подтвердил, что науке нужны специалисты социогуманитарного профиля, которые могли бы объяснять ученым, кому и для чего нужна их работа; какие смыслы она несет; как она повлияет на развитие общества. Проблема в том, что сегодня общество воспринимает технологии как нечто обыденное, «магическое», «чудесное» — такое, что не требует фундаментальной подготовки. Поэтому чрезвычайно важно менять образовательный процесс — так, чтобы школьники и студенты понимали, что на самом деле стоит за уже привычными нам, но все еще очень сложными научными достижениями.
Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заострила внимание аудитории на дилемме: когда технология молода и непонятны ее последствия, то легко ее раскритиковать и привести аргументы против использования; а когда технология стала привычной, то легко потерять контроль над ней. Поэтому необходимо социогуманитарное исследование — постоянное, в рамках сопровождения, — которое сможет найти равновесие между потенциальным риском и пользой. По словам Брызгалиной, сегодня Россия начинает активное движение по пути подготовки специалистов по биоэтике, которые смогут проводить такие исследования и эффективно доносить до общества необходимую информацию о новых разработках. Последний год пандемии доказал необходимость такой работы.
Одним из завершающих спикеров мероприятия стал Владислав Панченко, председатель Совета Российского фонда фундаментальных исследований и вице-президент НИЦ «Курчатовский институт». Панченко говорил об активнейшем развитии аддитивных технологий (технологий послойного наращивания и синтеза объектов). Они позволяют работать с широким спектром материалов, создавать тончайшие трехмерные изделия, используют последние достижения совокупности научных сфер. Венец применения аддитивных технологий, по мнению Панченко, — их использование в медицине. Уже сегодня они позволяют создавать имплантаты, восстанавливать поврежденные кости пациентов. Аддитивные технологии дали возможность детским челюстно-лицевым хирургам проводить операции маленьким детям гораздо быстрее, чем раньше, — теперь вмешательство может длиться всего около часа.
«Природа едина», — подвел итог сессии Михаил Ковальчук. В ней нет деления на физику, химию, биологию, медицину. Чтобы встроиться в природную систему и сократить негативное влияние на ее, люди должны понять это.