«Не сдадимся!» Как советский ученый сумел организовать быт сотни людей на льдине после кораблекрушения?

«Не сдадимся!» Как советский ученый сумел организовать быт сотни людей на льдине после кораблекрушения?
© Lenta.ru

Алена Богомолова, исследователь арктической природы и народов Севера, популяризатор северного образа жизни, ландшафтный дизайнер

Отто Юльевич Шмидт — знаковая фигура в истории покорения Арктики. Математик, географ, астроном, реформатор образования — это лишь немногие регалии, которыми можно описать выдающегося советского ученого. Помимо активной научной работы, Отто Шмидт проявлял исключительные способности как организатор, руководитель и исследователь.

Отто Шмидт родился в 1891 году в Могилеве, в семье хуторян, и, как многие великие ученые, с раннего детства проявлял редкую любознательность. Несмотря на происхождение, семья мальчика решила, что он должен учиться в гимназии, и не ошиблась: юный Отто окончил ее с золотой медалью, после чего поступил на физико-математический факультет Киевского университета, с увлечением погрузившись в науку. Ему легко давались и точные, и гуманитарные дисциплины. В своих воспоминаниях о тех временах он с горечью писал, что ему не хватит и целой жизни для того, чтобы объять все знания и научные труды на интересные ему темы.

К моменту выпуска из института на счету Отто Шмидта были три печатные работы и книга «Абстрактная теория групп». После обучения он некоторое время работал экономистом, а затем оказался на должности заведующего Государственным издательством, став главным редактором «Большой советской энциклопедии».

С юности ученый сильно болел туберкулезом, и в 1924 году его отправили в Австрию на лечение, где он, отдыхая в Альпийских горах, увлекся альпинизмом. Поэтому, когда Шмидту в 1928 году предложили принять участие в первой советско-германской памирской экспедиции, он согласился, не раздумывая. Перед походом Шмидт обучился топографии и глазомерной съемке, так как хотел изобразить на карте те нетронутые человеком места, куда направлялась экспедиция. Итогами этого похода стали нанесенные на карту пик Ленина, пик Дзержинского, мыс Свердлова. Исследования Шмидта, посвященные ледникам Памира, активно использовались гляциологами — учеными, изучающими льды.

В 1929 году Совет народных комиссаров принял решение построить полярную станцию на Земле Франца-Иосифа. Хотя в экспедицию отправлялось немало опытных полярников, руководителем назначили Шмидта, который зарекомендовал себя как талантливый, энергичный и трудолюбивый исследователь. Он умел общаться с людьми и производить впечатление благодаря уму и харизме.

Отто Юльевич Шмидт (справа) руководил воздушной экспедицией по организации дрейфующей станции «Северный полюс-1», 1937 год. Фото: Иван Шагин / РИА Новости

Поистине фантастическая по тем временам экспедиция прошла успешно: на Земле Франца-Иосифа был открыт научный стационар, а над ледяным архипелагом развевался флаг СССР. Шмидт любил Арктику и возвращался туда снова и снова в течение нескольких лет, изучая эту местность, собирая новый материал и называя эти годы своим арктическим крещением.

К 1930 году западная часть Советской Арктики была достаточно изучена, и Отто Юльевич предложил экспедицию на ледоколе из Архангельска во Владивосток за одну навигацию, чтобы лучше узнать восточную часть этих земель. Летом 1932 года задуманное осуществилось — ледокол «Сибиряков» направился к Тихому океану и стал первым судном, обогнувшим Северную Землю с севера. Однако спустя некоторое время выяснилось, что гребной винт корабля пришел в негодность, обломав свои лопасти о плотные полярные льды.

Для того чтобы избежать беды и установить новые лопасти, всей команде пришлось в авральном режиме вручную перенести 400 тонн груза из трюмов на нос корабля. Это была тяжелая работа, но в противном случае экспедиции пришлось бы зимовать посреди океана. Лопасть удалось заменить, однако спустя несколько дней корабль окончательно лишился гребного вала и мог только дрейфовать в открытых водах. Несмотря на то что оставшийся путь ледокол прошел под парусами, операция была завершена успешно и стала выдающимся достижением, о котором тогда говорил весь мир.

В конце того же года Совнарком принял постановление окончательно проложить морской путь от Белого моря до Берингова пролива, а выполнить эту задачу поручили Отто Шмидту. Так возник Северный морской путь, ожививший огромную малозаселенную территорию.

22 августа 1933 года из Мурманска во Владивосток вышел грузо-пассажирский пароход «Челюскин» со 112 людьми на борту, включая художника Федора Решетникова и кинооператора Марка Трояновского, которые запечатлели это путешествие. В Чукотском море корабль вновь столкнулся со льдами — его заблокировало в том же месте, где год назад потерпел аварию «Сибиряков». Пришлось долго дрейфовать со льдами, а рядом с Беринговым проливом корабль потащило назад в море. Несмотря на бедственное положение, участники экспедиции продолжали заниматься исследовательской работой, а Шмидт организовал на корабле чтение лекций.

Некоторые из пассажиров были неграмотными, и за полгода на «Челюскине» они прошли курсы математики, грамматики, истории и географии. К сожалению, корабль не выдержал натиска льдов и затонул — всем пассажирам пришлось экстренно высадиться на льдину и разбить лагерь. Но несмотря на ужас катастрофы, именно лидерские качества Шмидта сыграли знаковую роль в спасении экипажа. Он сумел организовать быт сотни людей в таких условиях без паники и несчастных случаев, словно это был запланированный научный эксперимент. На льдине продолжалось обучение, и даже выпускалась газета «Не сдадимся!», которая сплотила людей и держала всех участников в курсе актуальных событий.

Лагерь, организованный на льдине участниками экспедиции парохода «Челюскин». Фото: РИА Новости

На организацию спасательной операции понадобилось около трех недель: все это время лучшие летчики-полярники искали лагерь Шмидта во льдах. Анатолий Ляпидевский сумел добраться до лагеря и вывезти оттуда женщин и детей. Следующего рейса пришлось ждать больше месяца.

Несмотря на болезнь (у него несколько дней держалась высокая температура), Шмидт упрямо решил покинуть лагерь последним. Чтобы переубедить его, понадобился приказ правительства. К сожалению, эта экспедиция стоила ученому здоровья, и больше в опасные плавания он не отправлялся, посвятив остаток жизни научным исследованиям на берегу.

Любопытно, что после этого случая в обиход вошли несколько новых имен: Оюшминальд(а) — «Отто Юльевич Шмидт на льдине», Лагшминальд(а) — «лагерь Шмидта на льдине», Лагшмивар(а), Лашмивар(а) — «Лагерь Шмидта в Арктике».

Пережитый опыт стал основой для идеи Отто Шмидта об организации дрейфующей станции «Северный Полюс-1» на льдине. В 1939 году Шмидт стал вице-президентом Академии наук и до 1942 года руководил ею. Отто Юльевич был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден тремя орденами Ленина и другими медалями. В 1937 году по инициативе Шмидта был организован Институт теоретической геофизики, который он возглавлял до 1943 года. Кроме того, Шмидт основал московскую алгебраическую школу и руководил ею в течение многих лет.

Научной работой он продолжал заниматься до самой смерти в 1956 году. Именем ученого названы ледокол, астероид, Институт физики Земли, множество топографических объектов и улиц.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора