ИДВ РАН провёл конференцию о стратегическом партнёрстве России и Вьетнама

Чрезвычайный и полномочный посол РФ во Вьетнаме

ИДВ РАН провёл конференцию о стратегическом партнёрстве России и Вьетнама
© Большая Азия

Геннадий Степанович Бездетко

выступил на конференции с приветственным словом всем участникам. «Россия и Вьетнам поддерживают политический диалог на высшем уровне, а нынешний визит в нашу страну вьетнамского правительства подтверждает этот факт, - сказал дипломат. - Условия взаимодействия стран в настоящий момент значительно отличаются от того, как это было в советское время. Но этот факт является стимулом к повышению конкурентоспособности и поиску новых точек роста».

В первом блоке дискуссии участники обсуждали вопросы стратегического партнерства РФ и СРВ в политической и военно-технической сферах, а второй блок был посвящен вопросам сотрудничества в социально-экономической и научно-технической сферах.

Один из докладов был посвящен двадцатилетию подписания договора о стратегическом партнерстве России и Вьетнама.

Евгений Васильевич Кобелев

, в.н.с. Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН, отметил, что особенность российско-вьетнамского партнерства состоит в высоком уровне сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Начиная с 2008 г., когда между нашими странами был подписан межправительственный меморандум о стратегии военно-технического сотрудничества на период до 2020 г., Вьетнам приобрел у России вооружение на сумму, составляющую более 8 млрд долларов.

Руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН, модератор дискуссии профессор

Владимир Моисеевич Мазырин

, посвятил доклад состоянию и перспективам инвестиционного сотрудничества между Россией и Вьетнамом. Он отметил, что вьетнамские инвестиции в Россию значительно выше, чем российские во Вьетнам. В общей сложности объем взаимных инвестиций составляет около 4 млрд долларов, а с АСЕАН - 8,8 млрд долларов. «С одной стороны, это хорошие показатели для Вьетнама, так как на него приходится половина инвестиций. С другой стороны, это говорит о том, что у нас недостаточно интенсивное сотрудничество с другими членами АСЕАН. Мы не сдвинемся с мертвой точки до тех пор, пока у нас не будет крупных проектов во Вьетнаме в стратегических отраслях», – утверждает эксперт.

Особое внимание было уделено внутриполитическим процессам во Вьетнаме и их значению для России. Профессор СпБГУ

Владимир Николаевич Колотов

считает, что смена элит, уход людей, связанных с нашей страной и знающих русский язык и появление новых, получивших образование на западе, формируют вокруг себя новые группы влияния: торгово-промышленные, информационно-политические и т. д. Влияние этих групп зависит от величины товарооборота с соответствующими странами, а Россия [по товарообороту] не входит даже в первую десятку.

Многие эксперты упомянули, что Вьетнам развивает политику опережающей индустриализации и модернизации, в качестве примера для подражания страна ориентируется на «азиатских драконов» раннего поколения (новые индустриальные страны). В этом плане уровень влияния России на Вьетнам минимален.

Владимир Николаевич Колотов

также подметил, что на взаимоотношения России и Вьетнама влияет риторика антироссийской направленности и выгоды переориентации внешней политики в области безопасности на США.

Модератор круглого стола

Владимир Моисеевич Мазырин

высоко оценил уровень дискуссии: «Мы собрали в ковидных условиях очную аудиторию, около 30 слушателей присоединились к нам онлайн, среди участников были специалисты не только из Москвы, но и из Владивостока и Санкт-Петербурга. Мы подробно обсудили 12 тем сотрудничества между Россией и Вьетнамом, и особенность нашей дискуссии в том, что впервые за последние 2 года прозвучала объективная, комплексная оценка ситуации. Несмотря на то, что в словах, сказанных на высоком уровне, всегда звучит позитивная оценка сотрудничества между нашими странами, я думаю, что наша задача, как ученых, – реально взглянуть, найти, назвать и оценить существующие проблемы.

Один из итогов размышлений участников дискуссии состоит в том, что Россия не уделяет должного внимания этому региону и субрегиону, и её сниженное внимание к Юго-Восточной Азии и конкретно к Вьетнаму обусловлено относительно спокойной обстановкой здесь и вынужденными, геополитически обоснованными приоритетами России с фокусом на регионах с повышенной напряженностью.

У Вьетнама также есть свои причины, чтобы отдаляться от России. Как любая страна Восточной Азии, Вьетнам очень прагматично смотрит на возможности партнёрства, и выбирает тех, с кем выгоднее. Судя по объему товарооборота, сейчас Вьетнаму выгоднее сотрудничать с США (товарооборот достигнет в 2021 г. $100 млрд против $5 млрд товарооборота с Россией), и с Китаем ($120 млрд). При этом по товарообороту с Китаем Вьетнам даже опережает Россию.

Экономические процессы имеют социальные последствия, влияя на рабочие места, ценности и блага, которые получают люди, в том числе и культурные приоритеты. В этом смысле Вьетнам сейчас ориентирован на западную или прозападную культуры, не только североамериканскую, но и японскую, и южнокорейскую.

Вьетнам отдалился от России, в том числе и при непротивлении России.

За эти тридцать лет (после развала СССР) Вьетнам, конечно, сделал мощный рывок, и наши отношения с ним сегодня уже далеки от формулы «старший и младший брат». Они проходят сегодня серьезнейшее испытание ввиду обострения гибридной войны в мире, в которой любой стране, тем более такой заметной, как Вьетнам, придется выбирать одну из сторон противостояния. Если он поддержит Россию в это трудное время так же, как Советский Союз поддерживал его в трудное для Вьетнама время, тогда и с нашей стороны будет должный отклик».