Войти в почту

Коронавирус не кара: раввин, муфтий и священники — об отношении к вакцинам, онлайн-службам и испытаниях

Распространение коронавируса связывается не только с недостаточными темпами вакцинации. Многие верующие убеждены, что это кара, наказание, которое Бог ниспослал человечеству. Так ли это? Расскажут представители четырех религий.

Коронавирус не кара: раввин, муфтий и священники — об отношении к вакцинам, онлайн-службам и испытаниях
© Слово и Дело

Николай Савченко, священник Русской православной церкви, клирик Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне

«Болезнь — это следствие греха человеческого. Человек впустил грех в этот мир и, соответственно, все косвенные следствия греха — болезни, боль и другие страдания. Не следует говорить, что коронавирус — это кара Бога, хотя такие толкования неоднократно применялись в истории. 

Мы должны помнить, что Господь любит мир. Лучшее доказательство — это сюжет, когда Христос обратился со словами «друг» к Иуде в тот момент, когда тот его предавал. Казалось бы, в какой еще момент можно было бы проявить гнев и покарать? Но этого не случилось. 

Господь сам был подвержен болезням. Когда он пришел на Землю, он тоже страдал, мучился голодом, жаждой, не имел места, где переночевать, и претерпел мученическую смерть. Хотя это не говорится в Священном писании, но и болезни он тоже должен был претерпевать. Это положение исповедуют все христианские церкви.

Христос принял человечество и болезни тоже. Мы можем увидеть косвенные примеры, когда Господь в отношении некоторых заразных болезней соблюдал некую дистанцию. В одном случае он прикоснулся к прокаженному, но в других случаях прокаженные шли за ним, и он исцелял их на расстоянии. Все-таки он не пересекал общественные карантинные нормы. Мы видим, что Господь сам был подвержен этому, сам жил в нашем человеческом обществе. И нет сомнения, что он тоже помогает нам перенести эти болезни. Но, повторюсь, не следует говорить, что это кара божья». 

Относятся ли прихожане с пониманием к принимаемым мерам, чтобы не заразиться коронавирусом?

«Конечно, как и во всяком срезе общества, в церкви тоже есть те, кто критически относятся к мерам безопасности. Но, скажу честно, среди наших прихожан таких горячих ковид-диссидентов нет. При этом есть некая осторожность. Очень мало кто активно противоречит мерам вакцинирования или карантинным мерам, но это в силу консерватизма и осторожности человека — как правило, пожилых людей.

Есть то, что с натяжкой можно квалифицировать как пассивная выжидательность. Не стоит сравнивать осторожность и недоверчивость с открытым противостоянием. Все-таки государственные меры важны и нужны. Однако впустить эти меры внутрь храма для верующего человека порой трудновато. Трудно воспринимаются ковидные ограничения в причастии, в вопросах церковных таинств. 

Я прочитал официальный документ Всемирной организации здравоохранения, изданный с обращением к религиозным организациям. Там сказано, какие меры необходимо вводить, чтобы не допустить распространения вируса. Этот документ тоже очень тактичен. Он ничего не навязывает религиозным организациям, не требует и тем более не ставит ультиматумов. Но достаточно тонко и спокойно просит, и это убедительно. Государственная власть, насколько я вижу, заняла такую же позицию: она рекомендует, просит, но не настаивает и не бьет кулаком. Мы воспринимаем это положительно».

Кирилл Горбунов (отец Кирилл), генеральный викарий архиепархии Божией Матери в Москве, модератор курии, католический священник

«Католические епископы в России с самого начала пандемии много раз обращались к верующим и говорили, что ни в коем случае нельзя рассматривать болезнь как какое-то наказание или возмездие от Бога. Пандемия, как и любой другой сложный опыт, является испытанием для человека. Но говорить, что Бог намеренно посылает людям такого рода несчастья нельзя, так как это не соответствует тому образу Бога, который мы видим в Христе и в Евангелии».

Относятся ли прихожане с пониманием к принимаемым мерам, чтобы не заразиться коронавирусом?

«Наши прихожане в церкви представляют самые разные слои общества. Это люди с разным образованием, с разным жизненным опытом, разного возраста, разных профессий. Поэтому не удивительно, что в церкви есть такое же разнообразие отношений к проблеме пандемии коронавируса, как и во всем обществе в целом. Есть люди, которые отрицают само наличие проблемы. Есть те, кто признают, но по каким-то причинам считают, что верующему человеку недостойно слишком беспокоиться о своем здоровье. Есть люди, которые боятся делать прививки, а другие, наоборот, настаивают на них как на моральной обязанности. 

У нас есть пример папы Франциска, папы на покое Бенедикта XVI, которые сделали прививки, как только это стало возможным. 

Что касается тех ограничений, которые есть сейчас, в нашей епархии открыты все храмы. Мы просим прихожан старше 60 лет, страдающих хроническими болезнями воздержаться от посещения храма и участвовать в богослужениях дистанционно. Также просим воздержаться от некоторых привычных в церкви вещей, например, от рукопожатий и от объятий, соблюдать разумную предосторожность. Большинство верующих отнеслись с пониманием.

Во время карантина, многие прихожане отказывались присоединиться к онлайн-службам, потому что участие в богослужениях онлайн не является полным. В онлайне невозможно причаститься, что является вершиной всех церковных таинств и важнейшим моментом в жизни верующих христиан (католиков, в том числе). Для многих людей, привыкших к регулярной церковной жизни, это не просто исполнение некой обязанности, не формальный акт, а источник сил, веры, радости».

Мамаш Скалка, раввин еврейской общины «Хаверим»

«Что касается иудаизма, в Торе написано, что Бог дает право и талант доктору, что бы тот лечил. Иудаизм приписывает слушаться докторов в любых вопросах, касающихся болезней, эпидемий, вакцинаций. Мы верим, что все в мире происходит неслучайно. Бог управляет этим миром во всех деталях и подробностях. Тем более, когда происходят такие вещи глобального характера как пандемия. 

Я избегаю слова кара, потому что если мы начнем мыслить в таких категориях, мы из Бога сделаем карающего злого дяденьку. А он не такой. 

Я бы сказал, что это скорее триггер для того, чтобы как-нибудь «разбудить» человека, индивидуума и общество в целом. Это напоминание о том, что у этого мира есть хозяин, что все происходит неслучайно.

Человек не может контролировать в целом мироздание, но может следить за здоровьем, за тем, чтобы цивилизация, в которой мы живем, регулировалась справедливым образом. Это триггер, чтобы побудить человека вести диалог с Богом, не изолироваться от него». 

Относятся ли прихожане с пониманием к принимаемым мерам, чтобы не заразиться коронавирусом?

«Есть пандемия, есть проблема. Есть ситуации когда нужно закрыть все организации во избежание скопления людей. Это все рекомендации медиков и эпидемиологов, которых нужно слушать, как мы уже сказали. В любом случае мы должны вести себя по рекомендации докторов и специалистов, как общественная организация. Дома люди могут вести себя как хотят, а мы — общественное место».

Руфат Хазрат Ахметжанов, имам-хатыб исторической мечети Москвы

«Не каждая болезнь может быть карой. Иногда болезни посылаются и в испытание. Вообще можно сказать, что коронавирус сильно проигрывает в части смертоностности, скажем, чуме и черной оспе, которые свирепствовали в совершенно разные времена. Поэтому подобные разговоры едва ли сейчас уместны. Болезни – неотъемлемая часть существования человека.

Сейчас люди привыкли к подобным ограничениям, и в общем воспринимают их адекватно. Если говорить об исламе, то онлайн-богослужение будет полезно, скорее, в плане любопытства и любознательности, но не сможет заменить коллективной молитвы».