Как искаженные слова становятся частью нашей речи
Мода на эрративы возникла примерно в 2010-х и быстро сошла на нет. Но сами эрративы никуда не исчезли — в интернете часто используют искаженные слова для создания смешных картинок. Одни считают такие искажения пренебрежением к русскому языку, а другие придерживаются позиции, что язык является гибкой системой и ничего страшного в этом нет. Рассказываем, что такое эрративы.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Как и зачем возникают эрративы
Эрративами называют намеренное искаженные слова или выражения, с помощью которых создается особый речевой эффект. При этом носитель языка понимает, что пишет или произносит эти слова не корректно.
Эрративы легко распознать в тексте: например, «кросавчег» вместо «красавчик», «превед» вместо «привет» и так далее. В отличие от ошибок, которые появляются из-за невнимательности или безграмотности, эрратив предполагает уверенное владение носителя языковой нормой. Существуют и иронические эрративы: эти слова пишут неправильно, чтобы посмеяться над адресатом. Например, чье-то странное предложение могут назвать «Выликой Ыдеей» (а не «великой идеей»). Еще один вариант искаженных фраз — слитное написание: «тыжпрограммист», «онжеребенок», «яжемать», «самадуравиновата».
Такие выражения чаще всего встречаются в социальных сетях. Как отмечал российский филолог, писатель в своей статье, для интернет-пользователей такие выражения становятся обязательной частью их речи. Парадокс эрративов в том, что искаженные нормы, на самом деле, имеют свои нормы и их также можно употребить неверно:
«Когда мы искажаем эту норму, то внутри этого искажения мы начинаем соблюдать новую норму — норму искажения. Например, тот, кто пишет «аффтар» с одним „ф“, совершает грубую ошибку. Потому что законы эрратива требуют, чтобы „аффтар“ был с двумя „ф“ и двумя „а“. „Жжот“ можно написать только через два „ж“ и „о“, никак иначе. И выясняется, что эрратив в своей основе — это просто другая система правильности, другая норма, которая существует параллельно обычной».
Комментарий Гасана Гусейнова для «ПостНауки»
Эрративы часто используют в рекламе — ведь, помимо информационной цели, она старается и вызвать эмоции. А сделать это можно в том числе с помощью таких слов. Российский писатель, автор книг «Утопия», «Незавершенные уроки», приводил пример: «Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы „Аllигатор“. В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на „Ве4ер отдыха“».
Эрративы можно спутать с другими выдуманными словами. Если вы встречаете несуществующее выражение в художественном произведении, возможно, это окказионализм. Они создаются по существующим моделям словообразования и используются как средство языковой игры. Разница в том, что эрратив — это искаженное слово, имеющее другой семантический контекст, но не изменяющее в корне своего значения, а окказионализм — это новое слово.