Войти в почту

Химики нашли у оксида церия два новых типа ферментоподобной активности

Российские химики выявили у оксида церия два новых типа ферментоподобной активности. Это имеет важное значение для понимания того, можно ли примененять нанобиоматериалы на его основе в лекарствах – в первую очередь в качестве регуляторов свободнорадикального метаболизма в живых системах. Нарушения свободнорадикального метаболизма ассоциированы с целым рядом заболеваний и патологических состояний, включая гипоксию и рак. Поиск новых способов его регулирования необходим для создания терапевтических препаратов нового поколения. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда. Результаты исследования опубликованы в журнале RSC Advances.

Химики нашли у оксида церия два новых типа ферментоподобной активности
© Индикатор

В 2010-х годах исследователи из ряда стран, включая Россию, открыли способность некоторых неорганических наноматериалов выполнять функции природных ферментов (энзимов). Такие наноматериалы получили название наноэнзимы, или, более кратко, нанозимы. К числу наиболее известных на сегодняшний день нанозимов относятся наночастицы благородных металлов, в том числе платины и палладия, а также некоторых оксидов металлов, при этом большинство нанозимов способны проявлять свойства лишь одного-двух ферментов.

Совершенно особое место среди нанозимов занимает оксид церия, одного из наиболее распространенных редкоземельных элементов. На сегодняшний день известна его способность имитировать активность восьми различных ферментов (супероксиддисмутаза, каталаза, пероксидаза, галопероксидаза, фосфатаза, фосфолипаза, фотолиаза и нуклеаза), участвующих в ключевых процессах регулирования метаболизма живых систем.

Коллектив российских учёных из Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, возглавляемый членом-корреспондентом РАН Владимиром Ивановым, одним из первых в мире приступивший к исследованиям биологической активности оксида церия, обнаружил у этого материала сразу два новых типа энзимоподобной активности, а именно липопероксидазную и фосфолипопероксидазную. Соответствующие ферменты в живых организмах играют крайне важную роль, регулируя содержание в клетках кислородсодержащих радикалов. В свою очередь, образующиеся в результате действия ферментов продукты перекисного окисления липидов и фосфолипидов участвуют в передаче сигналов в клетках. Высокие концентрации маркеров перекисного окисления липидов обнаруживают при различных заболеваниях, включая сердечно-сосудистые, нейродегенеративные, онкологические, а также при патологических состояниях.

"Для исследования биохимической активности наночастиц диоксида церия мы использовали один из основных аналитических методов исследования свободнорадикальных процессов – хемилюминометрию, – которая отличается высокой чувствительностью, информативностью и экспрессностью. В основе этого метода лежит измерение интенсивности свечения молекулярных зондов, селективно взаимодействующих с определенным типом свободных радикалов. В присутствии биологически активного соединения, например, наночастиц диоксида церия, интенсивность свечения изменится, указывая на протекание биохимических реакций, – рассказывает один из авторов работы, кандидат биологических наук Мадина Созарукова. – В своей работе мы использовали молекулярный зонд, чувствительный к содержанию липидных и фосфолипидных радикалов. Оказалось, что наночастицы диоксида церия способствуют разложению органических пероксидов, то есть играют роль энзимов, выполняющих эту функцию в живой клетке, например, одного из компонентов крови – дезоксигемоглобина. При этом по сравнению с дезоксигемоглобином диоксид церия оказался более мягким и селективным катализатором биохимических реакций. При сравнении с известным антианемическим препаратом Феринжект диоксид церия продемонстрировал более низкую (в 100 раз) активность в процессах разложения липидных радикалов, а разложение фосфолипидных радикалов в его присутствии происходило в 4 раза эффективнее".