Водоросли помогут в создании фармакологических препаратов

Ученые впервые обнаружили в Тульской области штамм водоросли Coelastrella multistriata. Одноклеточный организм представляет большой интерес для фармакологии, так как до половины массы Coelastrella multistriata составляют жирные кислоты. Эти водоросли используют в фармацевтике как сырье для препаратов и для производства биодизельного топлива. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.Одноклеточные зеленые водоросли Coelastrella multistriata живут на суше и в пресных водоемах, преимущественно в Европе. Благодаря исследованиям, ученые выяснили, что эти организмы накапливают в своем теле до 50% жирных кислот и до 2% каротиноидов. Благодаря этим веществам можно синтезировать БАДы, витамины и пищевые добавки. Однако в России эти водоросли ученые раньше никогда не находили.Теперь же исследователи из Института физиологии растений имени К. А. Тимирязева РАН (Москва) обнаружили новый штамм MZ-Ch23 водоросли Coelastrella multistriata и изучили состав, количество и особенности накопления в ее клетках жирных кислот. Водоросль нашли в Гуровском карьере в Тульской области и выращивали в колбах на минеральной среде. Биохимическим методом ученые определили количество и тип жирных кислот в клетке.Исследователи обнаружили, что больше всего в водоросли было ненасыщенных кислот, в молекулах которых существуют двойные связи между некоторыми атомами углерода. Больше всего оказалось омега-3 и омега-6 жирных кислот, которые очень полезны для человека.Кроме того, ученые проведи эксперимент. Они поместили штамм водоросли в среду без азота и фосфора, который используется для роста микроорганизмов. В таких условиях водоросли начинают накапливать питательные вещества – липиды. Исследователи выдвинули гипотезу, что штамм при голодании должен вырабатывать еще больше ценных жирных кислот. Ученые выяснили, что водоросли стали вместо омега-3 и омега-6 вырабатывать насыщенные и мононенасыщенные жирные кислоты, количество которых составляло до 61% от всей биомассы.«Наше исследование показало, что общее содержание жирных кислот в клетках Coelastrella multistriata достигает 57% биомассы, что гораздо выше, чем у других видов этого рода водорослей. Поэтому этот штамм перспективен для получения омега-3 и омега-6 жирных кислот, которые в большом количестве накапливаются в клетках при выращивании на полной питательной среде. Кроме того, мы показали, что при голодании водоросль синтезирует насыщенные жирные кислоты, которые можно использовать для производства биодизельного топлива. В дальнейшем мы планируем исследовать влияние других стрессоров, например тяжелых металлов или избыточного освещения, на накопление липидов этим штаммом», — рассказывает Евгений Мальцев, ведущий научный сотрудник Лаборатории молекулярной систематики водных растений Института физиологии растений имени К. А. Тимирязева РАН.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram, Facebook и Twitter.

Водоросли помогут в создании фармакологических препаратов