Руководству США подсовывают искаженный образ России

С недавнего времени почти все громкие заявления о нашей стране, делаемые в Вашингтоне, обладают двумя гарантированными качествами. Во-первых, Россия будет обвинена в «злонамеренных действиях». Во-вторых, такие заявления подкрепляются аргументами, которые совершенно не соответствуют ни внутрироссийским реалиям, ни мотивам внешнеполитических действий Москвы.

Руководству США подсовывают искаженный образ России
© Деловая газета "Взгляд"

Можно было бы предположить, что говорится всё это исключительно для внешнего политического рынка. Однако это не так. Подавляющее большинство статей, докладов, книг и прочих источников, на которых истеблишмент основывает свои заявления и действия, обслуживают исключительно политическую элиту и читающую публику Соединенных Штатов. На экспорт поставляется совсем другой продукт. Он иногда внешне может отдаленно напоминать то, что распространяется в самих США, но по сути он другой.

Подчеркну, мы говорим сейчас не о социально-экономических теориях и не «ценностях», а о внешнеполитическом месседже. Так, жителям «непослушных» стран до сих пор внушается, что, как только они сбросят «цепи тирании», их с радостью возьмут в «семью цивилизованных народов». Внутри же Соединенных Штатов давно стало консенсусной точка зрения, что «свободный мир» полон, мест в нем больше нет, так что никого в него более не возьмут. В самое последнее время пошли разговоры о том, что кое-кого из объединенного Запада неплохо было бы даже выгнать.

Политики США, делая заявления и осуществляя те или иные действия, основываются на продукте, произведенном для внутреннего рынка. И это порождает законный вопрос. Каким образом солидные мозговые центры и университеты с долгой историей, хорошим финансированием и прекрасно организованным доступом к любой информации порождают столь низкокачественный продукт? По сути дела, это даже не продукт, а подделка.

Конечно, после окончания холодной войны исследователи России начали испытывать определенные трудности с финансированием. Но это всё равно отнюдь не голодный паёк. И госзаказы, и частные спонсоры обеспечивают специалистов по внешней политике, в том числе, изучающих нашу страну, достаточными средствами, чтобы проводить качественные изыскания. И «достаточные» — это по американским меркам! Большинству академических и экспертных сообществ за пределами США такое финансирование даже не снилось. И все-таки на самых верх — в коридоры власти и самые авторитетные издания, посвященные внешней политике на российском направлении, — попадают именно подделки.

Одним из примеров такой псевдоэкспертизы является недавняя статья Фионы Хилл в издании Foreign Affairs. Это не просто какая-то проходная заметка заштатного эксперта в некой газетенке. Г-жа Хилл — одна из главных специалистов по нашей стране. Она отвечала за российское направление по линии разведывательной аналитики в двух администрациях и по линии политического взаимодействия — в третьей. Кроме того, в Институте Брукингса она также профессионально занималась Россией и Восточной Европой. А Брукингс — один из главных мозговых центров, поставляющий идеи и аналитические материалы в Конгресс и Белый Дом на протяжении многих лет. Что же касается Foreign Affairs, то это самый авторитетный внешнеполитический журнал США. По своей влиятельности и доктринальной силе он, пожалуй, эквивалентен советскому журналу «Коммунист». Так что Хилл, пишущая по российскому вопросу в Foreign Affairs, — это сила.

Я не буду подробно останавливаться на содержании статьи (читатель при желании может прочесть ее в переводе). Но ничего, кроме оторопи, она не вызывает. Непонятно даже, зачем она была написана, поскольку является компиляцией всевозможных медийных штампов и мифов, в том числе, не раз опровергнутых. Разве что Фиона Хилл в очередной раз решила повторить свой давний тезис о том, что именно Россия, а не Китай является главной угрозой для США. Но это давняя «песня» Института Брукингса.

Та часть, что посвящена России, представляет собой идеальный образчик интеллектуальной пошлости — некомпетентность, высокомерие и ложь в одном стакане. Стоит ли удивляться, что подобные же высказывания делаются сенаторами, представителями администрации и «говорящими» телеголовами? Неужели в США нет квалифицированной и добросовестной экспертизы по России? В том-то и дело, что есть! Даже пресловутая RAND Corporation время от времени выдает доклады, в которых есть здравое зерно. Такое случается даже с Atlantic Council, признанным в нашей стране нежелательной организацией.

С последним, кстати, в марте этого года приключился характерный конфуз. Два ведущих эксперта этого мозгового центра Эмма Эшфорд и Мэтью Барроуз опубликовали на его сайте работу, в которой довольно аргументированно доказывалось, что фокус на «соблюдении прав человека» в России является контрпродуктивным подходом. Более того, высказывалась мысль о том, что «демократизация» политической системы РФ может привести к нежелательным для США и Запада в целом последствиям.

Реакция была мгновенной. Сразу 22 сотрудника Атлантического совета выступили с гневной отповедью в адрес своих коллег. Статью Эшфорд и Барроуза немедленно связали с полученным от известного предпринимателя Дэвида Коха (главы Koch Industries) пожертвованием в 4,5 млн. долларов. Кох является одним из главных спонсоров либертарианского Института Катона, который выступает за как можно меньшее вмешательство США в дела других стран. И, как водится, самого предпринимателя назвали чуть ли не агентом Кремля. Так, в статье 22-х критиков говорится: «Koch Industries действует как троянский конь, пытающийся разрушить хорошие [американские] институты, и у [ее хозяев] практически те же взгляды, что и у русских». Разразившийся скандал был подробно описан изданием Politico.

Упомянутые Koch Industries и Институт Катона, конечно, прорусскими не являются. Они выступают против интервенционистской политики истеблишмента, исходя из национальных интересов Соединенных Штатов — как они их понимают. Кстати, Институт Катона регулярно публикует статьи и доклады, в которых излагаются вполне разумные внешнеполитические концепции, причем подкрепленные реальным знанием и довольно глубоким пониманием как международной обстановки, так и реалий внутрироссийской жизни.

Сходными компетенциями обладает и Центр национального интереса, издающий журнал The National Interest, посвященный международным делам и военному строительству. В 2016 году именно на площадке этой организации была осуществлена презентация внешнеполитической команды Дональда Трампа. А первый советник 45-го президента США по национальной безопасности генерал в отставке Майкл Флинн долго работал в этом центре. Судьба Флинна, как известно, была незавидной. В рамках «русского дела» его заманили в ловушку и обвинили во лжи агенту ФБР. И хотя позже обвинения были сняты, жизнь этого заслуженного человека была разрушена.

Центр национального интереса пока никто не закрыл, да и издание The National Interest не испытывает дефицита в подписчиках, но дело в том, что публикуемые там материалы весьма далеки от мейнстрима. Проповедуемый редакцией и авторами внешнеполитический реализм стал чуть ли не ругательным словосочетанием в Вашингтоне. Схожая ситуация сложилась вокруг Института Кеннана при Уильсоновском центре международных исследований. Центр назван в честь президента Вудро Вильсона, а институт — в часть дипломата Джорджа Кеннана, который после Второй Мировой войны стал одним из архитекторов «сдерживания» СССР. Позже, однако, Кеннан разочаровался в интервенционизме и пропагандировал мирное сосуществование и внешнеполитический реализм.

Директор Института Кеннана Мэтью Рожански в 2021 году рассматривался администрацией Байдена на пост руководителя российского направления в совете по нацбезопасности при президенте США. И хотя его кандидатура не подлежала утверждению Сенатом, в Конгрессе поднялся большой шум. Как же! Рожански утверждал, что Россия — страна, с которой Соединенным Штатам придется научиться сосуществовать, поскольку все надежды на то, что наша страна куда-то исчезнет или станет нестабильной настолько, что ее можно будет «демократизировать» или расчленить, тщетны. В результате первоклассного специалиста по российской тематике на работу в Белый Дом не взяли.

Еще одним центром, достойным упоминания, является Институт Куинси по ответственному госуправлению. Учрежден он совсем недавно — в 2019 году. Злые языки говорят, что создан данный центр «под Трампа». В его первоначальном финансировании поучаствовали уже известная нам Koch Industries и — барабанная дробь! — фонды «Открытое общество», связанные с Джорджем Соросом. Деятельность этих фондов (они представляют собой сеть) также признана нежелательной в России. Однако с тех пор никаких пожертвований от групп, связанных с Соросом, в институт не поступало. Поговаривают, что сам Сорос попросту «зевнул» создание организации, которая противоречит его целям.

Институт назван в честь Джона Куинси Адамса, посла в Российской Империи, госсекретаря, а затем президента США. Эту организацию также часто поругивают в Вашингтоне — за тот же самый внешнеполитический реализм и за альтернативную точку зрения на внутрироссийские дела. Тревогу о состоянии современной американской русистики бьют в самих Соединенных Штатах уже давно, но именно Институт Куинси подошел к проблеме кризиса российского направления внешнеполитических исследований системно. В августе 2021 года на сайте этого мозгового центра была опубликована развернутая статья, в которой описывается динамика деградации знаний о России. Главная причина, по мнению экспертов, состоит в том, что

квалифицированное знание по российской тематике не просто не поощряется, оно подавляется.

Человек, хоть что-то говорящий не в русле «злонамеренности России», рискует не получить государственной должности, а его работодатель — государственного финансирования. А уж если для получения знания о России американскому специалисту нужно осуществить контакты с российскими гражданами или, не приведи Бог, съездить в Россию, такие поступки могут поставить крест на его карьере. Более того, даже простое изложение проверенных фактов и аналитика на их основе могут вызвать раздражение у власть предержащих и в академической среде. Просто потому, что противоречит содержанию того «мусорного чтива», что массово производится по заказу политиков.

Кроме того, в США действует система так называемых «вращающихся дверей» — политики уходят в мозговые центры, а потом, через пару электоральных циклов, их снова призывают на службу в администрацию или помогают пройти в Конгресс. Просто идеальный механизм для перемешивания потребителей и поставщиков «экспертизы». Так что пока правящему классу Соединенных Штатов будет нужен образ «злонамеренной России» с «экономикой, порванной в клочья» и «подавленных тиранией русских», этот образ будет исправно рисоваться «экспертами».

Тут вопрос не в том, почему США нам не друзья. В названных внятных аналитических центрах, может быть, и нет никаких наших друзей. Вопрос в том, почему Россию не знают. Потому что такое незнание — это госзаказ. Впрочем, то же самое относится и к экспертизе в отношении Китая. И в отношении Ближнего Востока. Руководители США просто не знают мир, на который пытаются повлиять.