От подвала до раздумной ступеньки. Как устроен Дом-музей Сергея Королева

Дом на 1-й Останкинской улице, в котором последние шесть лет своей жизни провел конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев, достался ему в подарок от правительства за успешное создание и запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Место он выбрал сам. В то время, в конце 1950-х годов, это была живописная зеленая окраина Москвы. На выбор повлиял и тот факт, что неподалеку возводили монумент «Покорителям космоса». Ученый посещал стройплощадку почти каждый день, она была видна из его окна.

От подвала до раздумной ступеньки. Как устроен Дом-музей Сергея Королева
© Mos.ru

1 августа 1975 года, спустя девять лет после смерти конструктора, здесь открыли Мемориальный дом-музей академика С.П. Королева. Он стал филиалом московского Музея космонавтики. В экспозиции около 20 тысяч единиц хранения — личные вещи, книги, документы, фотографии, предметы быта.

Бывший подвал

Посетители музея заходят в дом через вход в цоколе, которого не было при жизни Королева. К открытию музея подвальное помещение переоборудовали, сейчас здесь проходят показы документальных фильмов, посвященных личности Королева и освоению космоса, а также временные выставки. Среди самых ценных экспонатов, которые здесь можно увидеть, дорожный костюм Королева (макинтош, шляпа, шарф и брюки), а также вещи, с которыми он не расставался в поездках: саквояж, фонарик, компас, бритвенный станок.

Есть здесь и экспонаты, связанные с детством ученого, — тяга к созданию чего-то нового появилась у него в юном возрасте: однажды, например, он сделал из обезвреженной гранаты времен Гражданской войны карандашницу (этот экспонат — из домашнего музея дочери Королева Натальи Сергеевны). Также здесь можно увидеть учебные тетради Королева, рабочие блокноты, удостоверения из фондов Музея космонавтики.

Гостеприимный дом

У деревянной лестницы, ведущей наверх, на высоком постаменте стоит скульптура «К звездам!» Григория Постникова — символичный подарок первых космонавтов главному конструктору. Подобно Прометею, несущему огонь человечеству, молодой могучий атлет, словно факел, запускает в небо ракету, которая поможет людям достичь космических далей.

Доставили скульптуру в дом «космического отца» Юрий Гагарин и Алексей Леонов. Для Королева этот подарок был очень дорог. Позже по его просьбе на основании скульптуры были выгравированы автографы всех 11 космонавтов, побывавших в космосе при его жизни.

Из прихожей, минуя стеклянные полки с фарфоровыми статуэтками из коллекции жены конструктора Нины Ивановны, попадаем в просторную гостиную, отделенную от столовой перегородкой с подвижными створками. Дом Королева был очень гостеприимным, здесь часто собирались родственники и друзья. Гостей приходило столько, что за одним столом все просто не помещались — тогда, раздвинув створки перегородки, сюда приносили еще один. Рядом со столом стоит приемник с проигрывателем фирмы «Телефункен» — ценный подарок одного из друзей Королева, генерала Андрея Соколова. Они познакомились в сентябре 1945 года в Германии. Нашлось здесь место и для еще одного подарка — шутливого. За стеклом, рядом с сервизом, на гостей смотрит смешной резиновый тролль, привезенный ученым Борисом Раушенбахом из Норвегии.

Из столовой по узкому коридору можно попасть в маленькую, но очень уютную кухню. Ближе к двери — место Королева. Завтракать он любил именно здесь. Еду предпочитал самую простую. Вот как о гастрономических предпочтениях мужа писала Нина Ивановна:

«Супы любил прозрачные, то есть бульон должен быть прозрачным. Рассольник (с почками), грибной суп (из белых сушеных грибов) никогда не ел со сметаной. Говорил: “Сметана отбивает вкус и запах грибов и так далее”. Домашнюю лапшу куриную называл “куриная мечта”, но это в шутку, а не потому, что очень любил. <…> Вареную колбасу (тонкую) в шутку называл “собачья радость”».

Кино и музыка

Из развлечений Сергей Павлович предпочитал кинематограф. До ближайшего кинотеатра «Космос» доходил нечасто, но устраивал сеансы прямо у себя гостиной. В этом ему помогали кинопроектор «Украина» и специальный экран, который в занимал почти всю стену. Последним фильмом, который посмотрел здесь Королев, стала драма 1959 года «Мари-Октябрь» о французском Сопротивлении. Кинопроектор в последний раз включали 14 января 1968 года, во вторую годовщину смерти Королева. В тот день Юрий Гагарин показывал собравшимся друзьям и родственникам Сергея Павловича фильм, снятый во время его похорон. Проектор сейчас хранится на каминной полке, а экран свернут в трубу около телевизора. Телевизор «Рубин-202» был куплен вскоре после переезда Королевых в Останкино. Сергей Павлович смотрел его редко, считал, что он отнимает много времени.

Зато Королев был горячим поклонником музыки, особенно Петра Чайковского. Одной из любимых пластинок была запись Первого концерта для фортепиано с оркестром в исполнении американского пианиста Вана Клиберна. Нина Ивановна поддерживала это увлечение — она сама любила играть на пианино. Инструмент известной фирмы «Стейнвей» супруг подарил ей, когда они жили еще в подмосковных Подлипках. Потом вместе с ними инструмент переехал на 1-ю Останкинскую.

Самым любимым предметом Королева в гостиной было кресло рядом с камином, под картиной с изображением лесного пейзажа Михаила Клодта, купленной в 1962 году. Иногда, удобно расположившись в нем с журналом или книгой, Сергей Павлович говорил жене: «Я в лес пошел». Это означало, что ученый хочет немного побыть в одиночестве.

Больше пяти тысяч книг и личные кабинеты

Из холла можно подняться прямо в библиотеку, где собрана художественная литература — около 2,5 тысячи книг. Особенно Сергей Павлович любил читать фантастов — Александра Беляева, братьев Стругацких, Станислава Лема, Ивана Ефремова. Есть в коллекции издания, обладающие особой ценностью, среди них — внушительного вида томик сочинений Пушкина с подписью: «Тебе, моя светлая, эти светлые песни. Ко дню 20 октября 1949 г. Сергей».

Одна из ступенек лестницы, ведущей в библиотеку, — особенная. Королев любил присаживаться на нее и задумчиво смотреть в окно, выходящее в сторону ВДНХ. Эту ступеньку он назвал раздумной.

Из библиотеки можно попасть в рабочий кабинет Королева. В шкафах расположилась не менее богатая научно-техническая библиотека. Здесь около двух тысяч книг, брошюр, журналов — все стоит в том же порядке, что при хозяине. Рядом с рабочим столом — два портрета вдохновлявших его людей. Это Константин Циолковский и Фридрих Цандер, инженер, пионер ракетной техники, создатель первой отечественной жидкостной ракеты 09 (ГИРД-09).

Рядом со входом красуется фотография с шутливым названием «Три К» — на ней запечатлены Сергей Королев, Игорь Курчатов и Мстислав Келдыш, которые возглавили работу по созданию ракетно-ядерного щита. Фото сделано в 1959 году в саду, недалеко от дома Курчатова и института, которым он руководил. Сергей Павлович и Мстислав Всеволодович приехали навестить товарища после болезни.

Также в кабинете Королева есть портрет его жены, выполненный в технике интарсии по дереву (разновидность инкрустации). 12 января 1965 года Сергей Павлович получил в подарок от коллег свой портрет, сделанный в этой технике, и тут же заказал такой же для Нины Ивановны. Его портрет, кстати, хранится в ее комнате, где она работала над переводами. Свою личную зону Нина Ивановна обставила самой модной на тот момент мебелью, которая совсем не нравилась Сергею Павловичу, — по его словам, она была неудобной. Он даже грозился ее выкинуть, но не сделал этого — два кресла и диван можно увидеть и сегодня.

«Милые уродики» и подкова на счастье

К созданию некоторых предметов интерьера Королев сам приложил руку. Например, нарисовал эскиз, по которому сделали жардиньерку для цветов — туда поселили кактусы. Свою коллекцию суккулентов ученый называл «мои милые уродики». При жизни супругов кактусы стояли в спальне — там же они находятся и по сей день.

Спальня, как и все остальные комнаты, выглядит так же, как и много лет назад: та же кровать, прикроватные тумбочки, кресло-качалка с ярко-зеленым клетчатым (вполне современным) пледом. На своих местах в закрытых шкафах и сундуке — одежда супругов. Гостям туда доступа нет — их открывают только сотрудники музея, которые отвечают за сохранность вещей.

Из спальни (как и из кабинета Сергея Павловича) можно попасть на просторный балкон, с которого открывается отличный вид на придомовой участок. Главной гордостью пары была клумба роз чайно-гибридного сорта «триумф». Сотрудникам музея чудом удалось их спасти, выходить, так что сегодня посетители могут увидеть потомков тех самых цветов, которыми любовались Королев и его жена. Прогулочные дорожки он проложил в виде взлетающего самолета с расходящимися в стороны крыльями, а у его «носа» посадил кедр (Кедр — позывной ученого).

А еще супруги держали огород — там росли фрукты, овощи, вишневые деревья. Как-то, занимаясь работами на участке, Сергей Павлович нашел подковку. Все были воодушевлены находкой и сказали, что это на счастье. Сергей Павлович тут же приколотил находку к стволу дерева над скамейкой. Сегодня это настоящая святыня для космонавтов: каждый раз перед полетом они приходят сюда, чтобы посидеть под символом счастья, считая это хорошей приметой.

Последние вещи

Начало января 1966-го выдалось очень беспокойным. Королеву предстояла несложная операция по удалению полипа, и врачи заверяли, что все пройдет хорошо. Но Сергей Павлович волновался, будто предчувствуя что-то плохое. Нина Ивановна вспоминала, что накануне госпитализации она спускалась по лестнице со второго этажа и услышала звуки музыки. Муж сидел в кресле спиной к ней. Он показался ей очень задумчивым — настолько, что даже не услышал ни ее шагов, ни скрипа паркета. Он опасался, что операция может оказаться сложнее. Это был его последний вечер в любимом доме.

Утром 5 января 1966 года двери парадного входа закрылись за хозяином в последний раз. Он уехал в больницу. Нина Ивановна вспоминала, что в дверях муж обернулся и сказал: «А ключик от парадного я возьму с собой!» Он собирался вернуться домой — к мечтам, планам, напряженному рабочему ритму. Однако сердце, от заболевания которого он страдал много лет, не выдержало непредвиденной многочасовой операции. 14 января Сергея Павловича Королева не стало.

Последняя статья главного конструктора, опубликованная в газете «Правда» 1 января 1966 года, называлась «Шаги в будущее» и заканчивалась словами: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением. Нет преград человеческой мысли!»