COVID-19 на крыльях летучей мыши: какие еще опасные инфекции принесут нам животные?
В России ожидают подъем заболеваемости коронавирусом этой осенью. Однако показатели, вероятно, не будут такими высокими, как в прошлом году, так как иммунитет у части населения уже натренирован. Об этом заявили специалисты. Но прививку сделали еще далеко не все. Это дает возможность вирусу мутировать, становиться сильнее и приобретать более зловещие черты. А ведь все начиналось с летучих мышей. Какие еще опасные инфекции принесут нам животные – в сюжете корреспондента «МИР 24» Анастасии Глебовой.
Санкт-Петербург. Зоологический музей. Мы много знаем о повадках животных, их среде обитания. Кого-то даже смогли приручить. Но о том, что почти все опасные инфекции, постигшие человечество пришли к нам от животных, стало ясно не так давно. Среди них: чума, Эбола, туберкулез, ВИЧ, а теперь еще и COVID-19.
С начала пандемии коронавируса им заразились почти 228 миллионов человек. И каждый день статистика пополняется еще на 500 тысяч. Жертвами ковида стали более 4,5 миллионов. И это только официально подтвержденные цифры. Новый дельта-штамм еще сильнее бьет по организму. Тяжело болеют и все чаще умирают молодые.«Он очень быстро протекает. И от момента начала заболевания до развития очень тяжелых поражений легких иногда проходит всего несколько часов», – сказал заместитель главного врача по медицинской части инфекционной больницы № 23, Нижний Новгород Петр Зубаров.
И вот новая напасть – в сентябре в индийском штате Керала вспышка вируса Нипах. От этой заразы в мире нет ни лекарства, ни вакцины. Летальность составляет 75%. Впервые его обнаружили 23 года назад. Источник – свиньи и летучие лисицы.
«Там срочно поголовье всех свиней было ликвидировано, люди все были посажены на карантин. И вот карантинными мерами удалось это все локализовать», – отметила ведущий научный сотрудник отдела вирусологии Института экспериментальной медицины Юлия Дешева.
Все начинается как при простуде: с температуры и боли в мышцах. А потом появляется рвота, спутанность сознания, развивается отек мозга и пневмония. И как итог – кома. И все это зоонозы – так называют заболевания, которые передаются от животных к людям. После заражения человек сам может стать распространителем, если вирус мутирует в его организме. Это худший сценарий.
Страшнейшее зоонозное заболевание – чума. Человечество знает три пандемии «черной смерти». Первая была в середине VI века и выкосила 100 миллионов человек, вторая – в XIV веке. Смертность составила 25 миллионов. Третья случилась в XIX веке. Тогда из Китая до всех континентов она добралась по морю на торговых судах.
Распространителями Yersinia pestis (чумной палочки) были не только крысы, но и мыши-полевки, песчанки и даже зайцы. Причем, вступать в контакт с людьми им было совсем не обязательно – заразу разносили блохи. Но были и другие пути. Как утверждает итальянский историк Габриель де Мусси, в 1346-м подданные золотоордынского хана Джанибека, заболев чумой, стали забрасывать трупами крепость Каффа (ныне Феодосия), которую держали в осаде. По его словам, выжившие от эпидемии генуэзцы сели на корабли и принесли чуму в Европу.Возбудитель чумы (бактерия в форме палочки), как и основное лекарство от заболевания стрептомицин, были найдены только в середине XX века. До сих пор чума не побеждена, вспышки бывают каждый год в разных частях мира. Механизмов передачи болезней от животных к людям много. Вот лишь некоторые. Например, воздушно-капельный путь или укус комара. Подхватить бактерию или вирус можно, если съесть сырое мясо или выпить непастеризованное молоко. А еще больной зверь может поцарапать или просто прыгнуть на человека. Есть немытые экзотические фрукты тоже опасно, так как там может быть слюна больного животного.
Носителями и распространителями опасных инфекций могут быть любые представители фауны. Но чаще – те, что сами живут кучно, стаями.
«Я называю это «помойки», то есть это животные, которые являются помойками. К таким помойкам можно отнести летучих мышей, грызунов, птиц и кровососущих членистоногих», – сказал заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера Владимир Дедков.
Например, туберкулез тоже достался человеку от животных – рогатого скота, лис, куниц и даже кошек. Он передается от человека к человеку.
Красавица флорентийка Симонетта Веспуччи, изображенная на картине Боттичелли «Рождение Венеры», умерла от чахотки в XV веке. Еще один женский идеал красоты уже начала XX века. Русскую актрису Веру Холодную унесла другая зоонозная инфекция – испанка. С 1918 по 1920-й пандемия скосила десятки миллионов человек.
«Все вирусы гриппа, которые мы сегодня знаем, они своим истоком имеют вирусы гриппа птиц. А птицы собираются в огромные колонии, они эмигрируют на огромные расстояния, при этом переносят эти вирусы с собой», – сказал вирусолог, заведующий лабораторией Центра имени Гамалеи Сергей Альховский.
Птичьим гриппом пернатые болеют давно. Но в 1997-м они впервые заразили им человека. На фермах были истреблены миллионы животных: и больных, и здоровых.«Вирус нас кушает, он у нас в клетках размножается, он нас использует. Он может на одном шасси ехать, а может на другом шасси ехать. Поэтому у нас может происходить «смена хозяина». Когда у нас происходит смена хозяина, как правило, происходит видообразование. То есть появляется вирус, который отличается от предыдущего настолько, что ему уже легче в новом хозяине размножаться, чем в предыдущем», – рассказала доктор биологических наук, профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона Анча Баранова.
Фактов передачи от человека к человеку птичьего гриппа пока не было. Но вероятность никто не исключает. Так произошло с ВИЧ-инфекцией. Она приспособилась к организму через мутации и стала человеческой болезнью. Передается от особи к особи. То же самое с Эболой: людей заразили крыланы, а теперь инфекция передается между людьми половым путем.
«Большинство людей заболевали, инфицируясь от других людей, а не от летучих мышей. Первый кто-то инфицировался от летучей мыши по законам природно-очагового заболевания. А дальше он пошел гулять по популяции как чистый антропоноз», – добавил заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера Владимир Дедков.
Но COVID-19 оказался проворнее всех. В теории пандемия должна была закончиться быстро, как только переболеет или привьется не менее 60-70% населения. Но не тут-то было.
«А здесь очень хитрый коронавирус, у которого чрезвычайно мощные адаптационные механизмы, в том числе к вакцинам. Он меняет свою структуру мутациями. И отбираются те, которые способствуют уклонению от коллективного иммунитета, созданного переболеванием либо вакциной», – сказал врач аллерголог-иммунолог Владислав Жемчугов.
Природные катаклизмы, изменение климата, разрушение экосистем вынуждают животных и насекомых менять среду обитания. Вместе с ними на новую территорию «переезжают» и опасные вирусы. А дальше инфицированный человек, который в XXI веке свободно перемещается по миру, разносит заразу сам. Так что, возможно, правы те ученые, которые говорят, что COVID – это расплата человечества за глобализацию и вмешательство в природу.