Войти в почту

В ранее засекреченной лаборатории Челябинской области открылась выставка художника с мировым именем

Задержанные сотрудниками КГБ письма об атомном проекте на ПО «Маяк», многовековой свидетель событий 1957-го года и названия городов, уже стертых с лица земли. Это и многое другое можно увидеть на выставке «Звенящий след», которая открылась в минувшую субботу, 11 сентября, в здании ранее засекреченной лаборатории в поселке Сокол Снежинского городского округа. Экскурсию по выставке, посвященной жизни людей после третьей по последствиям атомной аварии в мире, провел ее создатель – художник года по версии премии «Инновация» и ярмарки Cosmoscow Павел Отдельнов. В течение года он исследовал аварию на предприятии «Маяк» в 1957-м и истории людей, которые оказались вовлеченными в атомный проект и испытали на себе последствия, связанные с его осуществлением. Это не только работники предприятия «Маяк» и ликвидаторы аварии, но и жители окружающих населенных пунктов, которые подверглись повышенному радиоактивному воздействию. Многим из них пришлось покинуть родной дом и оказаться в числе переселенцев. Интересно и место проведения выставки – лаборатория, где осуждённые ученые, наемные специалисты, военнопленные и интернированные из Германии эксперты специализировалась на исследованиях по радиобиологии и получении изотопов. На биеннале можно увидеть 21 мини-экспозицию, каждая из которых располагается в комнатке с определенным говорящим или не очень названием. Так, одни из первых комнат «Котлован» и «Шоколадники» знакомят нас с теми, кто жил в землянках и рыл котлован для великих исследований, с письмами сотрудников ПО «Маяк», сообщающих в них секретную информацию, а также словами, которые заменяли другими, чтобы сохранить режим секретности. Например, мы видим зачеркнутое на стене существительное «уран», а рядом его «перевод» – «марс». В зале «Нет на карте» можно увидеть названия населенных пунктов, которых уже нет, а также картины местных жителей до переселения, срисованные с настоящих фотографий. Однако кое-какие намеки на то, что на многих ныне пустынных территориях была жизнь, есть. В Муслюмово, к примеру, остался целый Дом быта. И семь кладбищ. Их художник также изобразил в одной из комнат. «Изучая историю, я не делил события на резко позитивные и негативные. Для меня это возможность вчуствоваться, ощутить, а не педалирования темы ужасности. Хотя, конечно, понятно, что последствия ужасны. Тем не менее выставку сделал такой, какой бы я ее хотел увидеть. Осматривать экспозиции нужно неспешно, размышляя, чем был для людей двадцатый атомный век и каковы его последствия. И это не просто констатация фактов. Это задевает!», – рассказал художник Павел Отдельнов. Запах земли и увядших растений мы отчетливо ощущаем там, где установлен знак радиационной опасности с надписью «Теча». С1949 по 1952 годы именно в эту реку, на берегах которой жили десятки тысяч человек, происходил бесконтрольный сброс радиоактивных отходов ПО «Маяк». Из-за режима секретности люди не знали о том, какой опасности подвергают себя и своих близких, используя воду из этой реки для полива огородов и приготовления пищи. Каждый день на выставке находится настоящий свидетель взрыва радиоактивных отходов в 1957 году, последствия которого соизмеримы с самыми страшными радиационными катастрофами всего прошлого века. Это сосна ее часть, где виднеются годовые кольца. Спустя недолгое время после событий в тех местах наблюдалась полная гибель дерева от излучения. Березовые же леса оказались более устойчивыми к радиации. По-настоящему жутко становится в зале, где в полной темноте мы слышим голос ликвидаторов, а также в комнате, где на всю стену висит картина, на которой изображены многочисленные полочки. Это озерский репозиторий, в котором хранятся ткани людей, подвергшихся радиации. Павел Отдельнов признался, что попасть туда ему не удалось. Получить фото – тоже. Однако он написал это так, как подсказало ему воображение. «Не ожидал, что так много людей будет отказываться давать какую-либо информацию. Думают, что вдруг шпион. Поэтому я пользовался всеми возможными открытыми источниками и опубликованными документами», – отметил автор выставки. Есть в здании ранее секретной лаборатории и зал, в который нельзя заходить, – бывший виварий. Там проводили различного рода эксперименты по получению изотопов. Тем не менее увидеть его можно на одной из картин художника. Экскурсии по выставке «Звенящий след» бесплатные и проходят со вторника по воскресенье, с 12:00 до 19:00, по предварительному звонку +7 902 860-32-21. Добавим, программа арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Соколе реализуется с использованием гранта Губернатора Челябинской области на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом поддержки гражданских инициатив Южного Урала. Ознакомиться со всеми мероприятиями в рамках биеннале можно на сайте. Для справки: Павел Отдельнов – художник года международной ярмарки современного искусства Cosmoscow (2020); Лауреат премии Инновация (2020) в номинации «Художник года»; финалист Премии Сергея Курехина (2017) в номинации «Лучшее произведение визуального искусства», лауреат в номинации «Специальный приз Французского института». Номинант Премии Кандинского (2015, 2017 и 2019) в номинации «Проект года». Уральская индустриальная биеннале – один из крупнейших регулярных международных проектов в области современного искусства в России. За 10 лет участие в выставке приняли больше 300 художников из 52 стран. Биеннале популяризирует современное искусство в городах региона и соседних областях, знакомит Россию и мир с индустриальным наследием территории, входит в диалог с горожанами на актуальные темы, а также открывает новые точки культурного туризма. 6-я Уральская индустриальная биеннале пройдет в Екатеринбурге и городах Уральского региона со 2-го октября по 5-е декабря 2021-го года. Темой проекта стала измененная цитата из Екклесиаста «Время обнимать и уклоняться от объятий». Арт-резиденции биеннале – стратегическая программа Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая нацелена на сотрудничество художников с действующими заводами и промышленными площадками малых и средних городов. Этим уральские арт-резиденции принципиально отличаются от многих других в мировой практике: авторы получают возможность непосредственного погружения в специфику региона, с его особенностями, мифами и образом жизни.

В ранее засекреченной лаборатории Челябинской области открылась выставка художника с мировым именем
© Uralpress.Ru