Войти в почту

«Сейчас я больше зол, потому что мы бросили Афганистан»: Америка спустя 20 лет после 9/11

Очевидцы событий 11 сентября до сих пор помнят трагедию в мельчайших подробностях: крики, паника, запах горящего топлива и оплавленного металла, вид врезающегося самолета в башни Всемирного торгового центра, падающие с высоты люди. До сих пор многие из них не могут смотреть на знаменитые кадры и стараются обходить стороной новости об этом дне. На месте башен-близнецов в Нью-Йорке сегодня расположен мемориал: два квадратных фонтана – по очертаниям фундамента зданий, сотни имен погибших и цветы.

«Сейчас я больше зол, потому что мы бросили Афганистан»: Америка спустя 20 лет после 9/11
© Слово и Дело

Причины, обстоятельства и подробности этой трагедии до сих пор являются секретными материалами, многие вопросы остались без ответа: как террористам удалось провернуть эту операцию? Почему американские спецслужбы ничего не предприняли?

За 20 лет в США произошло немало событий. Вскрылись давние социальные проблемы, поднялось движение BLM, был избран первый темнокожий президент, шла речь об избрании президента женщины, но в итоге все привело к тому, что США находятся в глубоком кризисе. Такое мнение в комментарии «Слово и Дело» высказал политолог Сергей Маркелов.

«Фундаментальная проблема Америки за эти прошедшие 20 лет в том, что она, чрезмерно увлекаясь геополитикой и попытками быть «мировым жандармом», забыла о внутренней политике. Важен баланс, а траектория движения страны провалилась на внутренней политике. Внутренняя политика показала, что ей нужно заниматься, либо сидеть в Ираке и Афганистане, а страна будет скатываться в кризис и хаос», — рассуждает наш собеседник.

«С победой уйти невозможно»

Выход США из Афганистана, пожалуй, самая обсуждаемая тема последних месяцев. Для многих это выглядело как проигрыш, потеря позиций. Сергей Маркелов, описывая эту ситуацию, привел яркое сравнение с уличной дракой, из которой нельзя просто уйти и потом пытаться говорить, что ты не хотел травмироваться. 

«Америка за 20 лет подошла к огромной череде кризисов. Она, конечно же будет бороться за возвращение статуса сильного государства и сильного игрока, который сегодня ослаб, споткнулся, у него переломаны руки и ноги и явно какие-то проблемы с головой», — рассуждает политолог.

Американец Дэн, которому сегодня 29 лет, в комментарии для «Слово и Дело» поделился своими взглядом на теракт и современную жизнь страны. 11 сентября 2001 года, во время терактов, он находился в школе. Тогда он учился в четвертом классе. Дэн рассказал, что не понимал, откуда вокруг появился такой стресс, и не знал, где его родители. Он отметил, что современная молодежь не интересуется событиями, произошедшими 20 лет назад. Да и его самого сегодня больше волнует вывод войск из Афганистана.

«Современная молодежь не заботится об этом, насколько я знаю. Сейчас я больше зол, потому что мы бросили Афганистан», — высказался Дэн.

Сегодня американская молодежь больше озабочена проблемами расового и гендерного неравенства, почитают своего кумира – Джорджа Флойда – и стараются заботиться об экологии. Однако о причинах событий 11 сентября люди не знают, и не удивительно, что память понемногу стирается, ведь американское правительство так и не раскрыло подробности произошедшего и не объяснило причину.

«Уже выросло поколение ребят, которые почти не понимают, что это было. Убеждать их в том, что это мировая война и талибы напали на Америку, — им это уже вообще не интересно. Они живут здесь и сейчас. Они не видят историю процесса, но они видят, что в моменте происходит ослабление государства. Поэтому они откровенно и говорят: «Что же мы делали все это время там?». С победой уйти невозможно», — отмечает Сергей Маркелов.

«Я не могу поверить, что прошло 20 лет»

Очевидцы теракта рассказывают о нем так, будто это произошло вчера. Американка Дженнифер в комментарии для «Слово и Дело» отметила, что каждый год с болью вспоминает о том дне.

«Я не могу поверить, что прошло 20 лет. Я помню тот вечер, когда я смотрела новости. Люди ищут своих близких, повсюду газеты с фотографиями. Больницы переполнены пострадавшими. Так много людей — напуганных и растерянных, не знающих, куда обратиться. Я обняла детей и мужа и пожелала, чтобы лет через 5–10 это осталось просто воспоминанием, а люди, ищущие близких, нашли их. Я до сих пор чувствую себя так, будто каждый год в годовщину меня бьют кулаком в живот. Так много печали. Страны по-прежнему воюют друг с другом, а гражданские смотрят и молятся. Но это – это было просто ужасно», — вспоминает Дженнифер.

Многие очевидцы тех событий, потерявшие родных и близких, больше всего на свете хотели бы, чтобы о том дне помнили в будущем и чтобы подобных трагедий никогда не случалось. Но чем скорее уходит память, тем больше вероятность повторения.