Эксперты рассказали о вкладе России в создание установки «неисчерпаемой энергии будущего»

«Термоядерная энергия – это энергия будущего. Окончание строительства реактора даст человечеству практически неисчерпаемый источник энергии», – сказал газете ВЗГЛЯД гендиректор организации ИТЭР Бернар Биго, комментируя завершение российской стороной работ по созданию важнейшей части экспериментального реактора.

Эксперты рассказали о вкладе России в создание установки «неисчерпаемой энергии будущего»
© Деловая газета "Взгляд"

«Сейчас перед правительствами всех стран мира стоит дилемма: каким образом предоставить энергию людям в широком масштабе без использования ископаемых источников энергии – нефти, природного газа и угля», – отметил генеральный директор организации ИТЭР (Международного термоядерного экспериментального реактора) Бернар Биго.

Он подчеркнул, что «задача ИТЭР – предложить всему миру долгосрочный и устойчивый источник энергии на основе термоядерного синтеза». «Для этого необходимо осуществить энергетический переход от одного вида энергии к другому», – пояснил он.

ИТЭР (International Thermonuclear Experimental Reactor) – это экспериментальный термоядерный реактор на базе концепции токамака и один из крупнейших примеров международного сотрудничества в сфере развития ядерной энергетики. Цель проекта – продемонстрировать возможность использовать энергию управляемого термоядерного синтеза в промышленных масштабах. Над ним совместно работают страны ЕС, Россия, США, Индия, Китай, Южная Корея и Япония.

Гендиректор организации ИТЭР выделил неоспоримые преимущества термоядерной энергии перед возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) и атомной энергией. «Энергия термоядерного синтеза постоянна, экологически безопасна и ее возможно контролировать. Это крупномасштабная попытка использовать для получения электроэнергии термоядерную реакцию, происходящую, в частности, на Солнце. Принцип термоядерного синтеза заключается в том, что ядра двух атомов соединяются, образуя одно более тяжелое ядро, с выделением энергии», – объяснил Биго.

По его словам, чтобы получить эту энергию, необходима вакуумная камера. В этой связи гендиректор ИТЭР напомнил, что первую такую установку – «ТОКАМАК» («тороидальная камера с магнитными катушками») – еще в 1954 году создал Советский Союз.

«Термоядерная энергия – это энергия будущего, и после того, как реактор ИТЭР будет полностью достроен, а это должно произойти предположительно к концу 2035 года, промышленное производство стран-членов ИТЭР будет готово к строительству термоядерных станций для генерации энергии. По сути, это неисчерпаемый источник энергии», – констатировал Биго.

В свою очередь директор «ИТЭР-Центр» Анатолий Красильников отметил, что «Россия продвинулась в работе по созданию верхних патрубков для вакуумной камеры и завершила свой этап работы быстрее, чем многие партнеры». «Это очень важная веха, поскольку изготовление вакуумной камеры определяет скорость создания машины в целом», – считает он.

О вкладе России в проект ИТЭР также рассказал инженер-координатор вакуумных камер на производстве верхних патрубков реактора Юрий Утин. Он объяснил, что такое верхние патрубки, для чего они нужны, как их изготавливают, устанавливают в состав машины и почему это очень важно для ИТЭР: «Вакуумная камера состоит из девяти секторов, каждый из которых оснащен тремя патрубками – верхним, нижним и экваториальным. Завершение работы над созданием верхних патрубков – это большое событие для людей, которые долгое время работали над проектом. Уже звучал вопрос о том, когда проект будет достроен – мне кажется, свет в конце тоннеля уже виден. Скоро завершится строительство вакуумной камеры, а затем страны-участницы проекта будут стремиться достичь термоядерных параметров».

Он подчеркнул, что «завершение работы над верхними патрубками в вакуумной камере ИТЭР – это впечатляющий пример международного сотрудничества». «Нельзя сказать, что все с самого начала шло гладко, были и технические трудности, но их удалось преодолеть», – заключил он.

Напомним, соглашение о создании реактора было подписано в 2006 году. Страны Европы вносят 46% объема финансирования проекта ИТЭР. На долю России и других участников проекта приходится примерно по 9% от общей суммы.