Космический аппарат «Спектр-РГ» обнаруживает первые события приливного разрыва

Используя телескоп eROSITA, установленный на борту космического аппарата «Спектр-РГ», астрономы обнаружили 13 новых событий приливного разрыва. Это стало первым случаем идентификации событий такого рода при помощи данного аппарата.<br>События приливного разрыва представляют собой астрономические явления, которые происходят, когда звезда проходит слишком близко к сверхмассивной черной дыре (СМЧД) и оказывается разорвана на части приливными силами, действующими со стороны СМЧД. Такие осколки разорванной приливными силами звезды падают на ее поверхность, и с внутренней стороны ее аккреционного диска испускается излучение, которое указывает на наличие событий приливного разрыва.<br>Космический аппарат «Спектр-РГ» был запущен в космос в июле 2019 г. Ожидается, что его бортовой телескоп eROSITA обнаружит сотни или даже тысячи событий приливного разрыва за время проведения обзора всего неба под названием eRASS (eROSITA all-sky survey). Команда астрономов под руководством Сергея Сазонова из Российской академии наук сообщает, что первые события приливного разрыва были обнаружены при помощи аппарата «Спектр-РГ» в течение первых недель обзора неба eRASS.<br>В целом эти вновь обнаруженные события приливного разрыва имеют свойства, близкие к свойствам событий приливного разрыва, обнаруженных при помощи других рентгеновских обсерваторий. Особый интерес представляет событие приливного разрыва SRGE J144738.4+671821, которое, в отличие от остальных 12 событий, продолжало сохранять яркость после его открытия на протяжении еще 6 месяцев.<br>Самое далекое событие приливного разрыва из этого списка носит название SRGE J163831.7+534020, поскольку оно характеризуется красным смещением в 0,581. Это означает, что обзор неба eRASS уже увеличил протяженность зоны обнаружения событий приливного разрыва примерно в 4 раза, по сравнению с обзором всего неба ROSAT, который был проведен три десятилетия назад, пояснили члены команды спутника «Спектр-РГ».<br>Исследование опубликовано на сервере научных препринтов arxiv.org.

Космический аппарат «Спектр-РГ» обнаруживает первые события приливного разрыва