Родину лягушек можно определять по их слизи

Ученые сравнили результаты тестов защитного кожного секрета лягушки Rana temporaria из Центральной Словении и московских земноводных. Выяснилось, что состав секрета животных отличается друг от друга, что позволяет определить их родину. Кроме того, в будущем из пептидов в секрете можно будет делать новые лекарства. Исследование опубликовано в журнале Analytical and Bioanalytical Chemistry.Травяные ранидные лягушки являются одним из наиболее распространенных родов лягушек в Европе. Слизь с поверхности кожи защищает их от опасностей. В ходе эволюции у каждой популяции сложился уникальный состав кожного секрета, который зависит от угроз, существующих в той или иной местности. Биологам важно знать состав каждого пептида и принцип его действия, так как эта информация раскрывает образ жизни и условия, в которых живет лягушка. Кроме того, пептиды из кожного секрета могут стать основой для новых лекарств. Этой темой и занялись российские ученые. Чтобы определить структуру активных веществ, авторы использовали метод масс-спектрометрического анализа с предварительным хроматографическим разделением компонентов смеси. Ионизируя молекулы вещества, они фиксировали отношение их массы к заряду, и с учетом атомных масс элементов определяли состав молекул и их активных фрагментов. Сравнение пептидов словенской и московской популяции травяных лягушек позволило обнаружить новый способ различения видов и популяций лягушек.«Часто бывает сложно определить, к какому виду относятся особи, ведь они очень похожи между собой. Даже у опытных биологов с этим возникают проблемы. Однако теперь, когда известно, что у каждого вида лягушек есть свой собственный набор пептидов, определить принадлежность особи будет легко», – рассказывает Альберт Лебедев, доктор химических наук и профессор кафедры органической химии химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.В настоящее время существуют сложности с количеством образцов, поскольку сбор кожного секрета лягушек является непростым процессом. При этом объем кожного секрета, выделяемого одной особью, недостаточен для исследования. Однако главная проблема заключается в том, что активные пептиды слишком быстро выполняют свою функцию. Уже через минуту в образце слизи не остается действующих веществ. Но ученые нашли решение этой проблемы. Одним из наиболее эффективных вариантов является смыв слизи с кожи водой в контейнер с метанолом, который дезактивирует ферменты. Полученный водно-метанольный раствор фильтруют, а фильтрат используют для изучения активных пептидов.Перечисленные методы будут использоваться в дальнейших исследованиях. Уже планируется выяснить действие новых пептидов на грибки, бактерии и вирусы, а также изучить их противораковый потенциал. «Главная проблема современных лекарственных препаратов заключается в том, что вредные микроорганизмы быстро вырабатывают к ним устойчивость. Фармакологические компании тратят миллионы на разработку новых антибиотиков, а в результате большая их часть через некоторое время становится бесполезной. С активными пептидами из кожного секрета травяной лягушки все по-другому. Так как они совершенно иначе действуют на микроорганизмы, бактерии не вырабатывают к ним устойчивости, хотя природа их воздействия до конца еще не изучена. Именно по этой причине лягушки живут на планете уже более 300-400 миллионов лет. Вот почему мы надеемся, их пептиды могут стать основой для лекарств будущего поколения», — объясняет Альберт Лебедев.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram, Facebook и Twitter.

Родину лягушек можно определять по их слизи