Войти в почту

«Жизнь природы оказалась понятной». Читаем книги отзывов Дарвиновского музея

Предлагаем совершить онлайн-экскурсию по выставке «Музей: книга отзывов», которая открылась в Государственном Дарвиновском музее в июне. Сотрудники музея бережно хранят отзывы своих посетителей. О том, что посетители писали в разные периоды его жизни, рассказывает куратор выставки Елена Демьянова.

«Жизнь природы оказалась понятной». Читаем книги отзывов Дарвиновского музея
© Mos.ru

«Сердечное спасибо за сообщенные сведения»

История Дарвиновского музея началась в 1907 году. В этот год выпускник Московского университета Александр Федорович Котс был приглашен на Московские высшие женские курсы вести практические занятия по анатомии животных, позже он стал читать слушательницам и лекции по дарвинизму. Молодой преподаватель перевез свою домашнюю коллекцию чучел в зоологическую лабораторию курсов и использовал ее как демонстрационный материал на занятиях. Отзыв на лекцию Александра Федоровича Котса, написанный 30 июня 1911 года, стал отправной точкой выставки.

«Выражаем Вам наше сердечное спасибо за сообщенные Вами сведения… В своем стремлении открыть ученикам народной школы глаза на причинную связь между явлениями природы и на красоты Божьего мира, мы часто встречали непреодолимые препятствия в отсутствии научных данных. Вы же своими лекциями расширили наши знания… Мы увидели, что достаточно внимательного наблюдения над теми или иными явлениями животного или растительного царства, чтобы жизнь природы <…> оказалась понятной. Этот биологический метод изучения природы мы постараемся внести в свои школы».

В первое десятилетие советской власти музей стал массовым, количество посетителей росло из года в год. Если в 1921 году в нем побывали 1160 человек, то уже в 1928–1929 годах сотрудники зафиксировали цифру 41 738 человек. В музей приходили школьники, слушатели совпартшкол, рабфаков и рабочих университетов, учителя, студенты, рабочие, красноармейцы.

Экскурсии для них читали основатели музея Александр Котс и его жена Надежда Ладыгина-Котс, а также таксидермист музея Филипп Евтихиевич Федулов. Прекрасно зная каждый экспонат и всю экспозицию в целом, он легко находил общий язык с крестьянами и рабочими. Один из рабфаковцев оставил немного простодушный, но очень теплый отзыв о посещении Дарвиновского музея.

«Удовлетворили все [экскурсии], но особенно Музей Дарвина с научной стороны; получил большое знакомство также с животными мира и как они приспосабливаются к климату и вообще удовлетворил».

На выставке представлены книги регистрации экскурсий и отзывов посетителей за 1920-е годы. Любопытно, что, кроме раздела «Отзыв экскурсантов», некоторые содержат также раздел «Отзыв руководителя музея». В разделе «Отзыв экскурсантов» посетители писали свои впечатления о времени, проведенном в музее. В графе «Отзыв руководителя» экскурсоводы оставляли заметки «хорошая, внимательная группа», «уставшая группа, пришли после работы», «неорганизованны и ленивы».

В 1929 году музей посетил известный американский психолог Роберт Йеркс. Он встречался с Надеждой Николаевной Ладыгиной-Котс, которая занималась изучением поведения и психики животных. Ее работа очень заинтересовала заокеанского коллегу, судя по его отзыву:

«Чем больше я думаю о работе Вашего музея как просветительного центра эволюционного учения и оригинального исследовательского центра по изучению приматов, тем больше я проникаюсь сознанием важности Вашей работы, и надеюсь, что она будет поддержана Вашим правительством».

Первая женщина-зоопсихолог. Знакомимся с Надеждой Ладыгиной-Котс

В военные годы

В годы Великой Отечественной войны музей старался по мере сил поддерживать москвичей. 1 июля 1941-го он прекратил принимать посетителей, но в сентябре возобновил работу. Несмотря на то что экспозиция находилась в полусвернутом виде, в музей приходили школьники, медицинские сестры, студенты, военные, инвалиды войны.

Важным направлением деятельности в это время стала культурно-просветительская работа в госпиталях. За годы войны основатели музея в клубах госпиталей и палатах для раненых бойцов и офицеров провели свыше 700 лекций. Благодарные слушатели писали, что лекции сопровождались «демонстрацией картин, таблиц и препаратов Дарвиновского музея». Они отмечали, что беседы были яркими, интересными, оставляли хорошее впечатление. Например, такой отзыв оставили 3 августа 1942 года бойцы и командиры, пациенты госпиталя № 4623:

«Профессор Котс — отец и его сын — Рудя — частые гости нашей палаты. Профессор рассказывает нам о происхождении человека и животных, о борьбе животных за жизнь. Лекции профессора сопровождаются показом диапозитивов. Но самое главное — сама беседа профессора — живая, простая, понятная всем. После ухода профессора мы долго говорим о том, что он рассказывал нам, и о нем самом. Профессора на другой день сменяет сын Рудя. Рудя показывает нам кинокартины. И сын, и отец — всегда желанные гости».

«В неподходящей тесноте»

1950-е годы сильно снизилась посещаемость музея. Александр Котс объяснял это загруженностью экспонатами залов музея. Появлялись новые предметы, но места для всех катастрофически не хватало. О бедственном положении музея и необходимости строительства специального здания для него в 1952 году основатели музея написали письмо Иосифу Сталину. Сетовали и посетители.

«…Мы ожидали увидеть богатые интересные коллекции, но то, что мы увидели, нельзя назвать просто богатым, интересным. Это совершенное чудо! Просто трудно найти слова, чтобы назвать ценность этих коллекций. И как жалко, что все это богатство находится в таких плохих условиях и недоступно многим массам посетителей…» — эту запись оставили осенью 1952 года студенты-зоологи.

Начало 1960-х годов было печальным для Дарвиновского музея. Один за другим ушли из жизни основатели — Федулов, Ладыгина-Котс и Котс. Они так и не увидели музей в собственном здании. В 1964 году директором стала Вера Игнатьева, которая смогла добиться нового разрешения на строительство здания для музея. После ремонта в старом помещении в 1966 году сотрудники открыли экспозицию для обслуживания школьных групп. Музей посещали школьники, студенты, педагоги, а также семьи с детьми. Вот типичный отзыв того времени, оставленный в июне 1966-го:

«Сегодня мы прослушали очень интересную лекцию Петра Петровича Смолина. Он очень подробно, со знанием дела и с любовью делился своими знаниями с нами, посетителями музея, хотя нас было всего двое — я и сын. В музее очень и очень интересно. Очень богата коллекция птиц. Но желательно расширить экспозиции с тем, чтобы все эти роскошные птицы хранились не в закрытых шкафах, а чтобы они постоянно радовали глаз».

В 1970-е годы в стране стали уделять большое внимание теме охраны природы. Сотрудники музея устраивали выставки и экскурсии, посвященные природе и ее ресурсам. В музее работали кружок юных биологов Всероссийского общества охраны природы (ВООП) и кружок юных художников-анималистов; проходили «Биологические пятницы», включающие в себя лекции ученых, писателей, путешественников.

В 1970-х — начале 1980-х годов шла большая работа вне стен музея; проводились выездные лекции и выставки, например в фойе городских кинотеатров.

Новая жизнь

В 1984-м музей закрылся для посетителей из-за аварийного состояния помещения. Здание на улице Вавилова уже строили, но очень медленно. Новый директор Светлана Кулешова пыталась ускорить этот процесс. В 1988 году она передала эстафету строительства здания для музея своей преемнице Анне Клюкиной.

Наконец музей открыл двери своего нового дома 2 сентября 1995 года. Первые посетители писали в книге отзывов впечатления от светлых и просторных залов, оформления экспозиции. В том же десятилетии в залах музея начали появляться первые интерактивные экспонаты и простейшие компьютеры.

«Следовало прийти сюда перед экзаменами по биологии. В ваших компьютерах есть ответы на все экзаменационные вопросы…» — такая запись появилась 25 июля 1999 года.

Сегодняшние посетители высоко оценивают интерактивные образовательные центры, занятия в лабораториях, экологические программы и праздники, выставки, квесты. Среди них, например, 10-летняя Вика из Белгорода, оставившая в ноябре 2018 года такой отзыв: «Особенно понравилось под микроскопом делать опыты, интерактивные программы очень необычные — такое видела впервые, поразила огромная коллекция животных».