COVID-19 показал, что следование по той же дороге приведет мир к пропасти

Несмотря на трагические смерти, страдания и печаль, которые она вызвала, пандемия может войти в историю как событие, спасшее человечество. Она предоставила уникальную возможность вернуть нашу жизнь и общество на путь устойчивого развития. Глобальные опросы и протесты продемонстрировали аппетит к свежему мышлению и желание не возвращаться в допандемический мир.

Разрушительные последствия COVID-19 привели к более глубокому осознанию того, что привычный бизнес очень дестабилизирует и является источником наших самых мрачных опасений. Он разбил ментальные зеркала, которые мешали нам оторваться от прошлого и охватить новые горизонты. По сути, коронавирус продемонстрировал, что граждане готовы изменить свое поведение, когда это потребуется. И что правительства могут вырваться из своих экономических смирительных рубашек.

Фото: https://onbog.com/

Ученые верят, что, хотя потоки через национальные границы – торговля, люди, финансы, лекарства и, самое главное, идеи – очень полезны, они также могут привести к росту риска и неравенства, если ими не управлять должным образом. То, что считают дефектом бабочки глобализации, создало новую форму системного риска. Он явился источником глобального распространения финансового кризиса 2008 года, проявляется в эскалации изменения климата и неравенства, а теперь поразил нас пандемией COVID-19.

Ученые предсказывали, что глобальная пандемия вероятна и неизбежно приведет к экономическому кризису. Вопрос только в том, почему не было приложено больше усилий для управления этим изнутри глобализации и нежеланием уходить от обычного бизнеса. Старые оправдания бездействия больше не заслуживают доверия. Теперь задача состоит в том, чтобы превратить ответные меры реагирования на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения и экономики в упреждающий набор политик и действий для создания инклюзивного и устойчивого мира всеобщего процветания. До пандемии это могло казаться недостижимым и даже идеалистическим. Изменения, на появление которых потребовалось бы десятилетие или больше, произошли практически в мгновение ока.

В резкий рельеф

Среди положительных изменений – более глубокое признание важности природы, роли основных работников, вклада науки и экспертов, а также поддержка семьи, друзей и коллег. Но пандемия также усугубила неравенство в отношении здоровья и экономическое неравенство внутри стран и между ними, опустошив жизни и средства к существованию многих и значительно усилив изоляцию и психические заболевания. Мир, который функционирует онлайн, более атомизирован и может привести к усилению социальной и политической разобщенности. Если негативные последствия пандемии не будут устранены в срочном порядке, они будут отбрасывать долгую темную тень.

Идею о том, что общества не существует, а есть только эгоистичные личности, теперь можно выбросить на свалку истории. Мы стали свидетелями излияния солидарности, не в последнюю очередь молодых людей с пожилыми людьми и основных работников с другими. Молодые пожертвовали своей общественной жизнью, образованием и работой и взяли огромные долги, чтобы помочь пожилым людям пережить COVID-19. Основные работники ежедневно подвергали себя риску, чтобы укомплектовать наши дома престарелых и больницы и обеспечить доставку еды, сбор мусора и горение света. Многие пожертвовали своим здоровьем ради других.

Совершенно очевидны невыносимые издержки жесткой экономии и культуры, прославлявшей индивидуализм и подрывающей государство. Мировые войны навсегда изменили глобальную политику и экономику; экономист Джон Мейнард Кейнс утверждал, что необходимо «вырвать из потребностей войны положительные социальные улучшения». Пандемия тоже изменит все, от личных приоритетов до глобальной власти. Это знаменует конец неолиберальной эры индивидуализма и его главенства рынков и цен, а также знаменует возврат политического маятника к государственному вмешательству.

Фото: https://winzoro.net/

Больше, а не меньше глобального сотрудничества

Глобализация привела к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения и экономики. И все же, чтобы решить эту проблему, нам нужно больше, а не меньше глобализации. Мы не можем остановить глобальную пандемию без более глобальной политики. Мы также не можем остановить изменение климата или любую другую серьезную угрозу путем политической деглобализации.

Экономическая деглобализация обречет на продолжающуюся бедность миллиарды людей в мире, которым еще предстоит воспользоваться рабочими местами, идеями и возможностями, которые дает глобализация. Это будет означать, что граждане бедных стран не будут иметь доступа к международным вакцинам, солнечным батареям, инвестициям, экспорту, туризму и идеям, которые срочно необходимы для восстановления стран и создания будущего общего процветания.

Если изоляция себя и остановка глобализации могут защитить нас от риска, это может быть ценой, которую стоит заплатить. Но это не только не снижает риск, но и только увеличивает его. Нам нужно лучше управлять, а также более регулируемые и скоординированные глобальные потоки, чтобы можно было разделить выгоды от подключения и устранить риски.

Исторически величайшая угроза нашей жизни исходила от внутренних или внешних конфликтов. Теперь угроза исходит от сил, которые неподконтрольны какой-либо одной стране и которые требуют международного сотрудничества, а не утверждения превосходства. Сотрудничество в целях сдерживания глобальных угроз отвечает личным интересам каждой страны. Точно так же каждый из нас заинтересован в том, чтобы внести свой вклад в создание более сплоченных и стабильных обществ. COVID-19 проверил нас. Пройдя испытание, мы докажем, что можем бороться с климатическими и другими угрозами.

Как избежать пропасти

Ничего не следует воспринимать как должное. Вирус меняет не только наши возможности и действия, но и то, как мы думаем, наши мечты и наше воображение. Каждый кризис создает возможности, и нам надлежит исследовать «серебряную подкладку». Подчеркивая важность системных рисков, пандемия повысила осведомленность о других угрозах, в том числе связанных с будущими пандемиями и изменением климата, и дала нам средства для спасения наших жизней и будущего.

Фото: https://riavrn.ru/

COVID-19 вызвал самый большой спад в развитии за всю нашу жизнь, повернув вспять 70 лет прогресса. Страны с низким и средним уровнем дохода впервые с 1950-х годов испытали отрицательный рост. Однако гораздо больше людей погибает от голода и причин, связанных с бедностью, чем от прямого воздействия COVID-19 на здоровье. Но вот пандемия привела к тому, что еще 150 миллионов человек оказались в крайней нищете, а масштабы острого голода удвоились со 130 миллионов человек в 2019 году до 260 миллионов в 2020 году. Во многих бедных странах системы образования и здравоохранения рухнули, а государственные системы социальной защиты изношены, если они вообще существуют.

Это обычный бизнес, который позволил миру поразить COVID-19. Пандемия выявила и усугубила неравенство внутри стран и между ними. Это убедительно демонстрирует, почему движение назад или вперед по той же дороге, по которой мы идем, ведет нас к пропасти. Без системных изменений мы все обречены на более неравное и нестабильное будущее. COVID-19 создал потенциал для создания более справедливого и инклюзивного мира.