Загробное искусство: как из мертвецов создают пластинаты

Некоторые люди завещают свои тела после смерти искусству. Что художники делают для таких людей? Выставка «Мир тела», путешествующая по миру, будоражит и пугает посетителей. А все потому, что ее экспонаты раньше были живыми людьми. Как мертвые люди стали музейными объектами? И что делают авторы подобных выставок, чтобы сохранить тела? Ключ к пониманию жизни Весной на ВДНХ в Москве открылась громкая выставка «Мир тела». Все экспонаты этой выставки когда-то жили, дышали, у них были семья, работа, увлечения. Но у них больше нет имен. Теперь они «пластинаты» — особым образом законсервированные трупы. Метод изобрел немецкий хирург Гюнтер фон Хагенс. Кого-то застывшие человеческие тела шокируют, кого-то восхищают. Неизменно одно — это зрелище никого не оставляет равнодушным. «Иногда люди задаются вопросом, почему Гюнтер фон Хагенс, изобретатель технологии, лежащей в основе этого, так сильно был заинтересован в смерти. На самом деле, смерть помогает нам понять аспекты жизни. В этом идея всех уроков анатомии по всему миру. То же самое можно сказать и о «Мирах тела». Это выставка, которая позволяет каждому заглянуть внутрь себя», — объяснила Анджелина Уолли, жена и помощник анатома Гюнтера фон Хагенса. Из Средневековья в наши дни Анатомическую выставку доктора Хагенса часто называют гастролирующим моргом. Но он далеко не первый, кто начал экспериментировать с телами. Еще в 1315 году в Болонье появился анатомический театр. Итальянский хирург Мондино де Луцци публично вскрывал трупы, чтобы обучать студентов-медиков. До этого католическая церковь запрещала осквернять тела усопших. Но в начале XIV столетия Ватикан отменил запрет и разрешил использовать невостребованные родственниками тела бродяг и заключенных. «Поначалу вся эта работа шла в интересах медицины. А потом стало подаваться просто как шоу. Вообще европейцы — удивительные люди, которые восторгались смертью. Если для русского человека смерть — это все-таки трагедия, она сопровождается плачем по ушедшему человеку, то европейцы ходили на смертную казнь как на шоу», — рассказал историк и религиовед Николай Сапелкин. В наши дни превращать покойных в экспонаты можно только с разрешения самого человека. Такая практика есть в немногих странах. Но европейцы действительно охотно жертвуют свои тела науке. «Фактически, все представленные образцы взяты из специальной программы пожертвований тел для пластинации, которую наш институт в Гейдельберге инициировал еще в начале 1980-х годов. Большинство наших доноров из Германии, потому что здесь расположены наши лаборатории, а получить тела из-за границы проблематично», — поделилась Анджелина Уолли. Скандалы Случаются и скандалы. В 2002 году институт пластинации Хагенса фигурировал в деле о незаконной поставке 56 тел из Новосибирска. Полиция утверждала, что в местных моргах обманывали родственников покойных. Говорили, что тела их близких по ошибке кремировали. А на самом деле продавали трупы в Германию для пластинации. Хагенс отрицал свою вину. Дело закрыли. В 2003-м и 2005-м институт снова оказался в центре скандала. На этот раз из-за использования трупов бывших заключенных и пациентов психиатрических клиник. Но до суда дело не дошло. «Есть случаи, когда ему тело родственники продавали. Есть случаи, когда из морга невостребованные тела. Есть разговоры, что он даже иногда похищал. Но дело в том, что, если бы это были факты похищения, то его бы привлекли к уголовной ответственности», — подчеркнул профессор криминалистики, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, академик РАЭН Анатолий Кустов. Как создают пластинаты Свой метод сохранения тел Гюнтер фон Хагенс разработал в 1977 году и с тех пор постоянно его совершенствует. Благодаря особому составу полимеров тела могут храниться сотни лет. Идея не нова. Еще в древнем Египте состоятельные люди старались сохранить свои останки для жизни в загробном мире. Тогда использовали мумификацию. Тела пропитывали маслами и смолами. По словам историка Николая Сапелкина, после длительных опытов была разработана первая методика, давшая фараонам «бессмертие» или хотя бы шанс сохранить останки до нашего времени. Аналогичные опыты проводились и в России, где бальзамировали врача Николая Пирогова, красного командира Котовского и советского вождя Владимира Ленина. Команда фон Хагенса использует последние достижения современной науки. Пластинация каждого тела — сложный и кропотливый процесс. На один образец уходит около года. Кроме того, это дорого: 10 тысяч долларов за один пластинат. «Этот процесс позволяет нам заменять тканевую воду на полимеры, например, силикон. Процедура делается в вакууме. После долгого процесса все клетки тканей, в которых была вода, заполнены полимером. Это делает образец сухим, он не имеет запаха, его можно взять в руку», — заявила Анджелина Уолли. Но даже понимая, что это всего лишь экспонаты, посетители не могут преодолеть барьер трепетного уважения к смерти. Поэтому на выставке пластинатов царит гробовая тишина, как на похоронах. А люди общаются шепотом. Шанс на бессмертие В XXI веке технологии шагнули так далеко, что у людей появилась призрачная надежда обрести бессмертие. Наука приближается к разгадке главной тайны: как победить старение и болезни. Генетики уже умеют воссоздавать точные копии живых организмов, редактировать гены и восстанавливать цепочки ДНК. А что будет дальше? В надежде на чудо многие люди, потерявшие родных, хранят их останки. В 2014 году у предпринимателя из Новосибирска Алексея Хозяйкина умер отец. Алексей заинтересовался новейшими технологиями в области медицины и решил сохранить мозг родственника, чтобы в будущем вернуть его к жизни. Сейчас орган находится в криокамере. Как отметил мужчина, ткани должны дожить до очередного технологического скачка. «Подвигло именно понимание того, что общество развивается по ускоряющей. То есть, мы сейчас находимся на пороге того, где-то примерно в 20-х, может быть 30-х годах что люди перестанут стареть. Научно мы перестанем стареть. И уйти из жизни в преддверии этого, я считаю, неправильно», — заявил Хозяйкин. Пока человечество не сумело создать технологии, которые могли бы воскрешать покойных. Есть только отдельные опыты, которые натыкаются на стену непонимания со стороны общества. Видимо, люди еще не свыклись с мыслью, что в природные процессы можно бесцеремонно вмешиваться и менять их. А может, человечество все еще не готово к тому, что главная загадка бытия перестанет быть священной тайной.

Загробное искусство: как из мертвецов создают пластинаты
© ЧП Столица