Войти в почту

"Он был один из самых известных ректоров России тех лет": Казань простилась с Александром Коноваловым

Бывший ректор КГУ скончался на 87-м году жизни

"Он был один из самых известных ректоров России тех лет": Казань простилась с Александром Коноваловым
© Реальное время

6 мая в Траурном зале Казанского федерального университета прошла церемония прощания с бывшим ректором вуза, видным химиком Александром Коноваловым. Накануне соболезнование близким ученого и общественного деятеля направил президент Татарстана Рустам Минниханов. "Реальное время" рассказывает, кем был Коновалов для университета и для республики.

КСК "УНИКС" для казанцев и научные труды для страны

Российский и советский химик-органик, академик Российской академии наук, лауреат Госпремии СССР Александр Коновалов скончался 4 мая, ему было 87 лет. По свидетельствам близких, причиной ухода стала не коронавирусная инфекция — ученый боролся с затяжной болезнью весь последний год.

Александр Коновалов занимал пост главы КФУ, тогда еще КГУ, в 1979-1990 годах. Но еще до этого назначения возглавлял химический факультет университета, был также заведующим кафедрой органической химии. За эти годы он подготовил 52 кандидата наук, четырех докторов. В должности ректора он много сделал для вуза, выпускников которого был в свое время.

Самым ярким и наиболее видным для казанцев стало строительство культурно-спортивного комплекса "УНИКС", где по сей день занимаются спортом студенты, проходят концерты российских звезд и студенческие фестивали. Благодаря заботам Александра Коновалова был создан Музей истории университета, в Казани и Обсерватории строились жилые дома, а в поселке Ореховка появилась научно-лабораторная база с кернохранилищем. Его труды были отмечены высокими наградами — орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Почета, "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней. В 2003 году ему была присуждена золотая медаль РАН им. Д.И. Менделеева и Золотой медалью А.М. Бутлерова

Трудно переоценить вклад ушедшего академика в науку. Александр Коновалов, занимаясь физической органической химией, уделяя большое внимание химии возобновляемого природного сырья, создал около тысячи научных трудов, зарегистрировал порядка 50 авторских свидетельств и патентов. Многие из его разработок используются в промышленности. Вел ученый и общественно-политическую деятельность, являясь депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва и членом Межрегиональной депутатской группы.

"Чувствовали его поддержу во всем"

У каждого из коллег Александра Коновалова остались свои, особенные воспоминания, каждый отметил именно для него значимое дело бывшего ректора. На церемонии прощания один из его учеников, заведующий кафедрой органической химии КФУ Игорь Антипин, сказал, что это был человек с трех больших букв "У": великолепный ученый, великолепный учитель и великолепный управленец".

По мнению завкафедрой оптимизации водных экосистем, преподаватель кафедры природообустройства и водопользования КФУ Нафисы Мингазовой, для экологов стало важнейшим событием создание первого в России экологического факультета при университете:

— Мы, экологи, чувствовали его поддержу во всем. Особенно когда был сформирован наш факультет. Или еще один, на тот момент уникальный для страны проект оздоровления озер Кабана. Подобного до Александра Ивановича никто не делал — тогда , в 80-е годы прошлого века он возглавлял комиссию созданной им рабочей группы. Он был один из самых известных и ярких ректоров России тех лет. Человечный, строгий, очень ответственный во всех вопросах. Я работала тогда ученым секретарем научно-исследовательской части университета, мне часто приходилось делать доклады о научных исследованиях. Он вникал практически в каждый из них, лично проверял, правил и дополнял. Ничего не принимал на веру. С огромной горестью воспринимаю эту потерю. Его научные коллективы и ученики — лучшее свидетельство его потрясающей личности и вклада в развитие науки.

"Президиум РАН был впечатлен его выступлением"

Юрий Коноплев перенял эстафету ректорства у Александра Коновалова в 1990 году и возглавлял КФУ до 2001 года. Он вспоминает о коллеге, приемником которого был, как о прекрасном человеке и деятельном ректоре:

— Известие о смерти Александра Ивановича стало для меня неожиданным, я был уверен, что он проживет значительно дольше. Пять лет назад его сильно подкосила кончина супруги, Людмилы Константиновны. Он поставил ей большой красивый памятник на Арском кладбище, на нем оставил место и для своей последней даты, которая была до сего дня прикрыта. Позаботился так о своих детях, чтобы и его уход не лег на их плечи тяжким бременем.

При Александре Коновалове я был проректором. Именно в те годы началось активное налаживание международных связей. До Коновалова соглашение у КГУ было только с университетом Лейпцига, хотя мы были известны всему миру. При нем же их стало порядка 20 — с университетами США, Италии, европейскими вузами… И это за достаточно короткий срок! Как руководитель он был строг с подчиненными, но такие же высокие требования всегда предъявлял и к себе. Деятельность его была разносторонней. Он принимал участие в строительстве здания Академии наук Татарстана. Когда в Москве он делал доклад по свои работам, президиум Академии наук России был крайне впечатлен — мне об этом рассказывали московские коллеги. Это был очень достойный человек.

"Строгость и душевность сочетались в одном человеке"

Директор химического института им. А.М.Бутлерова КФУ Иван Стойков уверен, что именно благодаря ярким человеческим качествам Александра Коновалова его ученикам удалось достичь значимых высот в науке:

— Когда я поступил в 1998 году к КФУ, Александр Иванович был ректором. Тогда в стране было три университета-лидера по химическим факультетам: МГУ и два КГУ, казанский и киевский. Ректор читал у нас общий курс органической химии, лекции произвели на меня неизгладимое впечатление, дали совершенное новое восприятие химии в стройной единой картине. Я понял — это мое призвание. Свою кандидатскую на тему "Молекулярное распознавание аминокислот" я защитил под его руководством.

Позже стал ассистентом кафедры органической химии, и тогда познакомился с супругой Александра Ивановича — там и познакомился с Людмилой Константиновной. Она приводила к нам школьников на практику. Кстати, многие из них потом поступали на химфак и до сих пор занимаются химией, работают и преподают.

Александра Коновалова отличали парадоксальные черты характера, удивительно, как они сочетались в одном человеке. С одной стороны, он был очень строгий. На него, как в свое время и на академика Арбузова жаловались — только на пять с плюсом все нужно сделать по его мнению, всегда завышал планку. Но с другой стороны — душевная теплота и вдохновленность, увлеченность химией. Уверен, что мы, его ученики, и добились многого, благодаря этим чего чертам.