Ученые открыли гигантскую экзопланету в созвездии Муха

Международная исследовательская группа при участии доктора Маркуса Муграуэра из Университета Фридриха Шиллера Йена обнародовала снимки

Ученые открыли гигантскую экзопланету в созвездии Муха

молодой экзопланеты.

Она движется по орбите подобной Солнцу звезды YSES 2 (Young Suns Exoplanet Survey), которая находится на расстоянии около 360 световых лет от Земли в созвездии Муха.

Команда ученых обнаружила экзопланету с помощью комплекса телескопов VLT (Very Large Telescope) в Чили, снабженного инструментом SPHERE – спектро-поляриметрического высококонтрастного инструмента, фиксирующего снимки экзопланет. Исследование было опубликовано в научном журнале

Astronomy & Astrophysics.

YSES is observing a homogeneous sample of 70 solar-type stars in the Scorpius-Centaurus association. Less than one year ago, our team revealed the first image of a multi-planet system around a Sun-like star. This unique system was formerly known as TYC 8998-760-1. (2/n) pic.twitter.com/CKgdtYPG4n — Alexander Bohn (@ajbohn) April 19, 2021

«Только использование современной адаптивной оптики на комплексе восьмиметровых телескопов в сочетании со специальными высококонтрастными методами наблюдения позволяет получать прямые изображения таких субзвездных объектов в непосредственной близости от их гораздо более ярких хозяйских звезд»,

– пояснил Маркус Муграуэр.

Экзопланета YSES 2b примерно в 10 тысяч раз слабее своей центральной звезды и является относительно молодой планетой.

«В течение первых нескольких миллионов лет своего существования планеты по существу излучают гравитационную энергию, высвобождаемую при их формировании»,

– отметил Муграуэр.

В соответствии с температурой планет на ранней стадии эволюции это излучение находится в ближнем инфракрасном спектральном диапазоне. В этом случае наблюдения проводились на расстоянии около 1,6 и 2,2 микрометра.

YSES 2b is approximately 6 times as heavy as Jupiter and it is separated more than 100 times farther away from its host star than the Earth-Sun distance. Color-magnitude analysis suggests a late L spectral type, similar to the HR 8799 planets. (6/n) pic.twitter.com/W2JVbeSY7x — Alexander Bohn (@ajbohn) April 19, 2021

Тем не менее процесс возникновения и формирования экзопланеты до сих пор неизвестен ученым. Существуют две теории формирования планет в больших дисках из газа и пыли вокруг молодых звезд.

Первая теория

– это так называемый сценарий накопления ядра, при котором из частиц пыли и льда сначала образуются планетезимали (небесные тела, прим.ред.) размером в километр, образующиеся в результате постепенного приращения мелких тел и частиц пыли протопланетного диска. Впоследствии они превращаются во все более массивные тела и в конечном итоге начинают притягивать газ, окружающий их, создавая газовые планеты.

Согласно второй теории,

существует вероятность того, что гравитационная нестабильность диска газа и пыли вокруг

молодой звезды

сама по себе может привести к образованию планеты. Сначала в дисках образуются сжатия газовых и пылевых масс, которые затем через самогравитацию сжимаются в планеты и удерживаются вместе.

Однако ни одна из двух теорий не может полностью объяснить существование YSES 2b. С одной стороны, планета слишком мала по массе, чтобы образовалась из-за неустойчивости гравитационного диска, учитывая ее удаленность более чем на 100 астрономических единиц от главной звезды. С другой стороны, она слишком далека от звезды-носителя, чтобы ее образование можно было объяснить сценарием приращения ядра.

С момента открытия первых экзопланет 30 лет назад число вновь открытых планет среди далеких звезд неуклонно растет. В настоящее время известно более 4 тысяч таких планет. Однако подавляющее большинство из них было обнаружено только с помощью методов косвенного наблюдения, тогда как прямое

наблюдение экзопланет

, вращающихся вокруг своих центральных звезд, до сих пор было менее успешным.

Фото: pixabay.com