Обнаружены следы древних охотников за диким медом

Группа исследователей из Бристольского университета и Франкфуртского университета имени Гете обнаружили и проанализировали следы органики на древней керамике. В результате проведенной работы удалось установить, что племена доисторической Западной Африки использовали мед диких пчел уже 3500 лет назад, сообщает издание Nature Communications.

Обнаружены следы древних охотников за диким медом
© Мир24

Согласно этнографическим данным, мед диких пчел, а также их личинки, служит пищей многим народам Африки. Однако свидетельства эксплуатации пчелы древним человеком можно найти лишь в наскальных изображениях возрастом от 40 до 8 тысяч лет. Рисунки пчел и медовых сот были обнаружены на территории современных Испании, Индии и Австралии. В Африке подобные находки были сделаны в ущелье Дидима в Намибии, а также ряде других мест на юге континента.

Благодаря недавно проведенному анализу липидных остатков удалось получить доказательства наличия пчелиного воска в доисторических керамических сосудах со всей неолитической Европы, Ближнего Востока и Средиземноморья и Северной Африки. Это свидетельствует об эксплуатации пчел людьми по меньшей мере с 7-го тысячелетия до нашей эры. Однако данных о культурах охотников-собирателей и ранних земледельческих общинах Западной Африки по-прежнему недостаточно.

«Это замечательный пример того, как биомолекулярная информация, извлеченная из доисторической глиняной посуды, в сочетании с этнографическими данными, позволила впервые узнать о сборе дикого меда в Западной Африке 3500 лет назад», – полагает специалист по молекулярной археологии Джули Данн (Julie Dunne) из Бристольского университета.

Ученые проанализировали остатки органики на 458 черепках из 12 археологических памятников в Центральной Нигерии, исследуя одну из самых известных культур в доисторической Западной Африке. Нигерийская культура Нок охватывает период около 1500 лет, начиная примерно с середины 2-го тысячелетия до нашей эры.

Исследователи ожидали обнаружить значительное число химических свидетельств приготовления мяса, но с удивлением обнаружили, что до трети сосудов, изготовленных представителями культуры Нок, использовались для обработки или хранения пчелиного воска. Скорее всего, воск абсорбировался стенками сосудов во время плавления пчелиных сот.

Ранее генетики из Мадридского университета раскрыли новые подробности истории неандертальцев. Они проанализировали обрывки ДНК из трех мест, где жили гоминиды: пещер Атапуэрка, Денисовой и Чагырской.