«Все как у людей»: как работают фитнес-центры для животных в Москве
В Москве набирают популярность необычные по своему назначению центры — фитнес-клубы для животных. Корреспондент «Вечерней Москвы» посетил три таких столичных заведения и убедился, что сегодня уход за собакой почти ничем не отличается от того, как за собой ухаживает человек. Зачем нашим питомцам нужна дорогостоящая косметика, как вдохнуть новую жизнь в животное с критическими травмами и как стать фитнес-тренером для животных — в репортаже «ВМ».
«Превращают бульдога в бодибилдера»: зачем на самом деле нужны фитнес-клубы для животных
Многие обыватели, когда слышат слова «фитнес-клуб для животных», невольно хихикают и с нескрываемым пренебрежением спрашивают: «Вы там что, бульдога в бодибилдера превращаете?». Вопреки подобным заблуждениям такие залы обрели значительную популярность по всей России, особенно в Москве, жители которой живут настолько быстро, что часто не успевают правильно воспитать недавно купленного щеночка.
— Собака (в фитнес-клубах для животных преимущественно работают с самыми преданными друзьями человека — прим. «ВМ») в отличие от ребенка взрослеет в очень сжатые сроки. Нам нужно успеть все сделать грамотно, не ошибиться в воспитании, в физическом развитии. Именно в этом мы помогаем нашим клиентам, — рассказал руководитель центра «СпортШоуКлуб» Вагиф Агаев, основавший свое детище еще в 2011 году.
С тех пор, говорит мужчина, поменялось многое: бизнес начал приносить деньги, клиентов стало на порядок больше, да и самих песиков прибавилось.
— Сейчас собак просто засилье, и это вызывает проблемы, связанные в первую очередь с их здоровьем и послушанием. Мы направляем животное и его владельца к правильному развитию, — пояснил Агаев.
Возникшие трудности, по словам собеседника издания, решаются новомодными способами. Теперь это не просто пробежка с псом, а тренинг на беговой дорожке и со специальным инвентарем. Это не просто мытье собаки в домашней ванне, а груминг — особая многочасовая водная процедура. Не просто прическа для животного, а услуги хендлера, который искупает питомца с шампунем за три тысячи рублей, кондиционером и прочей косметикой, а затем сделает из него истинного лондонского денди.
— Сегодня содержать собаку очень дорого. Вон там моют тибетского мастиффа — это от восьми до 15 тысяч рублей за один сеанс. Это довольно вредная работа с определенными рисками, хотя бывают случаи, когда к нам приходят с угрюменькими собаками. Таких мы отдаем тренерам с одной только задачей: «Надо веселить!». Мы не нагружаем пса целый час, но работаем с ним в паре, — отметил Агаев.
«Техобслуживание питомца»: как тренеры работают с четвероногими гостями клуба
Как рассказала тренер СШК Ольга Агапова, в зал приходят три категории людей: те, которые точно знают, что нужно их питомцу; те, кто думают, что знают; и те, кому нужна консультация.
— К нам приходят с запросом, мы же озвучиваем свое экспертное мнение относительно нужд животного, договариваемся с клиентом и приступаем к делу. К каждой собаке нужен свой индивидуальный подход. Если голдены общительные и любят купаться в бассейне, то бульдоги больше стесняются и плавают с неохотой. Все, чем мы занимаемся здесь, начиная от реабилитации и заканчивая косметическим уходом, направлено в первую очередь на здоровье собаки, а уже потом на ее выставочные навыки, — пояснила специалист.
Еще один главный принцип работы — добровольность. Собаку никогда силой не заставляют выполнять то или иное упражнение. С ней сначала находят взаимопонимание, которое поощряется едой, приносимой как самими сотрудниками клуба, так и владельцами животных.
— Самое тяжелое в моей работе — донести до хозяев собаки, что некоторые процедуры просто необходимы. Вот, например, здесь пять минут назад вопил корги, которому стригли когти. Ему это не нравится, поэтому он пытается эмоционально давить на тебя, думая: «Если я буду кричать, ты меня отпустишь, можешь быть». Но этот процесс необходим для поддержания хорошего самочувствия самого корги, — подчеркнула Агапова.
Все оказываемые в центре услуги вкупе с ветеринарией и прививками составляют своего рода «техобслуживание собаки», добавила собеседница «ВМ». Конечно, говорит она, это обходится недешево, но стоимость всех этих услуг, если посчитать затраты времени и сил, в конце концов оказывается оправданно высокой. Ведь речь идет о том, чтобы пес был красив, опрятен, послушен, также физически и ментально здоров.
Иногда, кстати, приходится помогать и котам: по словам Агаповой, однажды на реабилитацию привели кошку, выпрыгнувшую с восьмого этажа. Роковой прыжок обернулся для нее потерей возможности двигаться, однако в центре кошку сумели поставить на лапы.
— Она к нам долго ходила, плавала, мы ей делали массаж, она у нас лежала на магнитных ковриках, потом ее в зале восстанавливали. А в другом центре, я слышала, даже ухаживали за рысью, — поделилась тренер.
Реабилитация после разрыва спинного мозга. Как в центрах спасают безнадежных животных
В Москве, помимо СШК, работает еще один передовой центр для животных — «СобакиКлуб». За четыре года его руководитель Мария Афанасьева превратила это место в крупнейший в столице зал для подготовки и реабилитации четвероногих друзей. Сейчас, по словам девушки, в гости к ним зачастили голдены, кане-корсо, американские акиты и другие собаки, многие из которых нуждаются в восстановлении после травм позвоночника и суставов.
Как рассказала местный инструктор Виктория Муретова, реабилитация в первую очередь сопряжена с умением питомца слушать своего хозяина либо специалиста, которому его доверили.
— Вот, посмотрите, у нас бегает корги Бустер с проблемными задними лапами и спиной. Он не любит есть на занятиях, а с таким животным мало что можно сделать, поскольку он не готов выполнять упражнение за кусочек вознаграждения. Сейчас к Бустеру придет массажист и разомнет его мышцы после тренировки. Насильно растянуть его мышцы на тренажерах я не могу, нужен массаж, — отметила эксперт.
Обычно, продолжила она, в центр приводят собак с больной спиной, хотя по факту проблема может быть вообще любой, ко всему нужно быть готовым.
— Очень много приходит псов с поломанными позвоночниками после ДТП, много работаем с грыжами, многие после операций. Все как у людей, — сказала Муретова.
Огромную роль в реабилитации собаки играет такая универсальная штука, как бассейн, обратила внимание инструктор.
— Бассейн не дает нагрузку на суставы, но при этом работают все группы мышц, а также сердце и сосуды, — уточнила она. — Также есть водная дорожка (специальная дорожка со стенками, по форме напоминающая аквариум. В закрытом состоянии туда набирают воду, чтобы пес двигался по шею в воде — прим. «ВМ»). Иногда собака физически не может ходить, например, из-за травмы. Тогда мы ставим ее в воду, где вес тела снижается, а вместе с ним и нагрузка. В итоге животному проще нести свой вес.
Не менее важна с точки зрения восстановления и обычная сухопутная дорожка, где четвероногий пациент подвергается «монотонной нагрузке». По словам Муретовой, после десяти минут такой ходьбы собака, которая может три часа резвиться на прогулке с хозяином, уже устает.
— А когда она поработает тут 45–50 минут, то уже потихоньку отползает в сторонку, — смеясь, сказала тренер.
Помимо прочего иногда может потребоваться психологическая помощь, которая, по сути, сводится к грамотной дрессировке. Собака, которая, к примеру, всего боится, должна быть выведена из такого состояния через комфортное для нее общение. Так, специалист дает питомцу понять, что на прогулке с незнакомым человеком можно расслабиться.
— Иногда животные проходят реабилитацию долгие месяцы. У нас одна собака два с половиной месяца ходила в бассейн из-за травмы — резекции головки бедренной кости. Сегодня она живет полноценной жизнью, — рассказала Муретова. — Сейчас вот у меня в работе собачка с травмированным позвоночником: на нее неудачно наступила ее мать, после чего позвоночник сильно искривился. Способность двигаться у собачки сохранилась, но она «не может собрать перед и зад».
Также инструктор поведала о работе центра с волонтерами, которые несколько раз передавали почти безнадежных собак, но и их удавалось спасать.
— Были у нас спинальники –— собаки с полным разрывом спинного мозга. К нам они поступали с сохраненной двигательной функцией, но по факту диагноз страшный. И вот одна из трех собак у нас пошла, вторая ходила к нам на плавание, а потом отбыла в Германию, третья все еще работает с нами, — сообщила собеседница издания.
Она уточнила, что для питомцев, которым нужна реабилитация после операции, есть определенные скидки.
Фитнес после родов и профилактика травматизма: необычные «ключики» к сердцу домашней собаки
Собака, как любят отмечать собеседники «ВМ», во многом похожа на человека. Ей тоже нужно заниматься спортом, чтобы держать себя в форме. В «СобакиКлуб» считают, что оптимально нагружать животное два раза в неделю, притом что эффект от тренингов становится заметен через 5–6 занятий.
В Class&Fit — еще одном известном и в скором времени переезжающем в новое здание центре для животных, открытом Ольгой Лапшиной примерно четыре года назад, — также заявили, что фитнес стимулирует не только физическое, но и умственное развитие питомца.
— На фитнесе собака должна научиться владеть своим телом. Это профилактика бытового травматизма, которая нужна далеко не только хендлерам (тем, кто показывает собак на выставках — прим. «ВМ»). Например, физические нагрузки помогут восстановиться собакам после родов, а также плавно похудеть и стать собранными. Снижается риск того, что собака может неправильно спуститься с дивана и получить травму, — рассказала работающая в C&F кинолог, акватренер Виктория Кутоярова.
Она сравнила тренировки с поиском «ключиков к сердцу собаки», поскольку тренер, по сути, немного обманывает питомца, разыгрывая последнего и вызывая его природное любопытство. Оно в свою очередь заставляет даже избалованного и толстенького пса быть активным и еще больше вовлекаться в процесс.
Как стать фитнес-тренером для животных
В клубы для животных, по данным опрошенных «ВМ» экспертов, приходят работать самые разные люди, в том числе те, кто не имеет профильного ветеринарного образования. Тем не менее все собеседники издания считают строго необходимым прохождение как минимум курсов повышения квалификации, чтобы соискатель не приходил совсем с пустыми руками. Их, а также стажировки и практики, нередко можно найти при самих клубах.
Как рассказала руководитель «Собаки Клуб» Мария, заработок тренера не фиксированный и зависит от количества наработанных часов. По словам девушки, в среднем инструктор может получать от 50 до 150 тысяч рублей, учитывая, что самые «рабочие» месяцы для клубов — февраль, март и апрель. Спад обычно наблюдается к лету и осени, уточнила Мария.
В «СпортШоуКлубе» и «Собаки Клубе» убеждены, что популярность и число подобных учреждений продолжит расти, а конкуренция и без того уже вышла на серьезный уровень. Все это — на фоне пандемии, которая вынуждала залы закрываться на полгода–год.
Из-за вируса руководству клубов для животных стало сложнее говорить о прибыльности этого бизнеса. В СШК и «Собаки Клубе» заявили, что работа с собаками действительно позволяет выйти в плюс, однако в Class&Fit выручки хватает на самоокупаемость.
— Мы понимаем, что уход за животными для многих людей — это необходимость, но не очень важная. Поэтому мы ориентируемся на бюджет клиентов и спрос на рынке, стараясь балансировать цены, — пояснила Ольга Лапшина.
Читайте также: Зоопсихолог объяснил, с чем связаны проблемы поведения питомцев