Учёные нашли первые следы овцеводства в Средней Азии

Российские учёные нашли данные о первом появлении одомашненных овец на современной территории Средней Азии. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в научном журнале Nature Human Behaviour. Открытие принадлежит исследователям Института археологии и этнографии СО РАН под руководством профессора Светланы Шнайдер. Археологи занимаются этим вопросом уже несколько лет. Местом последних раскопок стала пещера Обишир-5 в Баткенской области Киргизии. Археологи нашли на её территории необычные орудия труда, похожие на инструменты для обработки зерна. Также они обнаружили там множество фрагментов костей, очень похожие по структуре на части скелета коз и овец. Впервые пещера была открыта советскими учёными в 1965 году. С тех пор эти останки никем не изучались, поэтому точная их принадлежность и время гибели остались неизвестны. Однако учёные Института получили ответы и на эти вопросы. Анализ ДНК показал, что они существуют более восьми тысяч лет, то есть ещё с эпохи неолита. Это на три тысячи лет раньше чем считали учёные до этого. Кроме того, археологи нашли немало свидетельств, что погибшие животные были домашними. Первое подтверждение – полное совпадение по составу белков из фрагментов их костей и костей современных коз и овец. Второе – особая структура верхних слоёв костей и эмали их зубов. Она свидетельствует, что животные были убиты на втором году жизни. Обычно на таком сроке их убивают современные кочевые народы. Также это подтвердил восстановленный геном из наименее повреждённых зубов. По нему учёные вычислили и то, что животные являются дальними родственниками современных овец из Ближнего Востока и Европы. Шнайдер и её коллеги надеются, что их открытие поможет лучше понять развитие культуры древних народов Средней Азии, а также найти другие примеры первых технических инноваций в этом макрорегионе.

Учёные нашли первые следы овцеводства в Средней Азии