Бюраканская обсерватория, предполетная подготовка и не только: какой вклад внесла Армения в развитие советской космонавтики

Бюраканская обсерватория

Бюраканская обсерватория, предполетная подготовка и не только: какой вклад внесла Армения в развитие советской космонавтики
© Мир24

Высоко-высоко в горах, в 35 км от Еревана, находится село Бюракан. До середины прошлого века оно ничем не отличалось от сотен других армянских поселений. Но в 1946 году под руководством академика Виктора Амбарцумяна здесь была построена крупнейшая в Советском Союзе обсерватория. И Бюракан стал местом притяжения всех астрономов мира.

В трехлетнем возрасте Виктор Амбарцумян умножал в уме двухзначные цифры, а в 12 лет уже читал лекции в университете. В 1934 году он основал первую в СССР кафедру астрофизики. Амбарцумян во многом был первопроходцем. Например, он доказал, что наша Галактика в тысячу раз моложе, чем думали его современники.

«В 1943 году специалисты использовали теорию Амбарцумяна по рассеиванию света в мутной среде. Благодаря этой разработке приборы с легкостью обнаруживали подводные лодки противника и успешно уничтожали их. За это открытие он получил Государственную Сталинскую премию. А вторую Сталинскую премию он получил за обнаружение звездных ассоциаций», – говорит астроном Астхик Карапетян.

До 1947 года ученые полагали, что космос образовался в одно время, и новые звезды уже не появляются. Виктор Амбарцумян был единственным ученым, который утверждал, что звезды рождаются и умирают постоянно. Как доказательство, в 1947 году именно в этой обсерватории ученые обнаружили молодые звезды.

«Бюракан» переводится с армянского как «Хрустальное око». На южном склоне горы Арагац были построены шесть уникальных глаз, вглядывающихся во Вселенную. Воздух на этой высоте сухой и прозрачный, здесь много безоблачных ночей, благоприятных для астрономических наблюдений. Телескопы называют по размеру диагонали зеркала. Один из самых старых – 32-сантиметровый.

«Технологии работы с телескопами меняются, но принцип работы остается прежним. Лучи света попадают в трубу, на зеркало и отражаются на оси. На этой оси мы имеем изображение источника света. На оси находится окуляр, если посмотреть в него, мы видим отражение звезды», – рассказывает астроном Габриель Оганян.

Особая гордость Бюраканской обсерватории – метровый телескоп системы Шмидта. Поле зрения телескопа Шмидта очень широкое – одновременно просматривается сразу 6 градусов небесной сферы. Телескоп Шмидта называют «фашистским». Дело в том, что его изготовили в Германии в 1942 году. Через год Гитлер подарил его Муссолини, которого вскоре свергли. Новое руководство Италии заключило перемирие с Советским Союзом и в качестве подарка преподнесло этот телескоп руководству СССР.

Самый мощный телескоп с диаметром зеркала 2,65 метров был построен в 1976 году. Большинство исследований армянские ученые до сих пор проводят именно на нем. Телескоп недавно модернизировали, заменили технику управления, теперь все команды поступают через компьютер.

«Мы наблюдаем нестационарные объекты нашей Галактики, это молодые звезды на ранней стадии эволюции, их активность, вспышки, такое явление, как флоры, кроме этого, мы наблюдаем галактические объекты, то есть другие галактики, которые находятся очень далеко», – говорит астрофизик Тигран Мовсисян.

В 70-ых годах прошлого века эта обсерватория была оснащена самыми передовыми технологиями. Поэтому притягивала выдающихся ученых со всего мира. Здесь прошла первая международная конференция CETI, посвященная возможной связи с внеземными цивилизациями. Американский астроном Фрэнк Дрейк представил формулу подсчета цивилизаций в Галактике.

Советские космонавты проходили предполетную подготовку в Армении

Гарнийская Лаборатория Космической Астрономии (ГЛКА) была образована в 1973 году на базе Отдела Космической Астрономии Бюраканской Астрофизической Обсерватории (1964-1968). Выполненные в ГИКА работы фактические прослеживают историю космической астрономии, так как первый запуск армянскими астрономами под руководством Григора Гурзадяна был выполнен 15 февраля 1961 во время солнечного затмения.

Основателем института и его директором до 2002 года был Григор Арамович Гурзадян.

«Мой отец, Григор Гурзадян, работал лично с Сергеем Королевым. Он предложил использовать баллистические ракеты, созданные Королевым, для научных экспериментов. Вместо боеголовки ядерного заряда он предложил поставить научную аппаратуру, а именно телескопы. Специальным решением Королева была модифицирована серия баллистических ракет Ф-5. Они получили название Ф-5-В. Эти ракеты запускались на высоту до 500 км и на этой высоте производились наблюдения с телескопа, после чего с парашютом эта капсула садилась на землю», – рассказывает профессор, доктор физико-математических наук Вааг Гурзадян.

Так был получен необходимый опыт по созданию аппаратов, которые в дальнейшем работали в условиях космического пространства. И тогда под руководством Григора Гурзадяна коллектив стал создавать орбитальные телескопы.

Телескоп «Орион-1» был установлен на первой космической станции «Салют» ( 1971 г.). Космонавт Виктор Пацаев вошел в историю как первый человек, который вел астрономические наблюдения вне атмосферы, используя телескоп Орион-1. Потом была создана космическая обсерватория «Орион – 2», которая была установлена на корабле «Союз-13» ( 1973 г.).

В Армении, в высокогорном селе Гарни, проходили подготовку более 40 космонавтов, включая Алексея Леонова. Приезд группы космонавтов в Армению был строго засекречен. Информацию рассекретили только через 50 лет. Армянские специалисты обучали, как в открытом космосе пользоваться телескопами «Орион» и «Орион-2». Претенденты на полет тренировались в полной темноте, в условиях, максимально приближенных к космическим. В группах тренировалось по три человека, до последнего момента никто не знал, кто из них полетит в космос.

«Это довольно-таки сложная вещь, здесь порядка 15 электродвигателей. Для того, чтобы работать на ней, космонавт должен был готовиться, вот из-за такой подготовки они и приезжали к нам в Гарни», – рассказывает конструктор, лауреат Государственной премии Армении Александр Кашин.

Капсула, которая и сегодня хранится в Музее космоса в Ереване, побывала в космосе на высоте 500 километров. В ней размещался телескоп и множество точных приборов для изучения Солнца и других звезд. Капсула относительно легкая и огнеупорная. Она выдержала температуру в 6000 градусов выше нуля. Состав материала для этого космического модуля был государственной тайной.

«Вот в этой капсуле располагалась платформа с научными приборами, баллистическая ракета запускалась на высоту 500-1000 км, она раскрывалась, приборы вели съемки, регистрацию данных, потом капсула закрывалась и на парашютах опускалась на Землю», – рассказывает конструктор, лауреат Государственной премии Армении Ашот Заxарян.

«Коллектив армянских ученых под руководством Гурзадяна оказался среди пионеров исследования космоса, используя ракетную технику. Это начало космической эры, когда человек вышел в космическое пространство и использование этого факта в научных целях было важным моментом для научных исследований. Тогда космическая техника имелась только в СССР и в США. В Европе – ничего подобного, не говоря о других странах. И уникальная советская техника была использована армянскими учеными», – рассказывал профессор, доктор физико-математических наук Григор Гурзадян.

Последние исследования в Армении проводились в 90-ом году, после развала Советского Союза перестали действовать и научно-производственные объединения, и предприятия, которые производили приборы для космоса. Профессор Ваагн Гурзадян продолжил дело отца, он работает в составе Европейского космического агентства над спутником «Ларес» во французской Гвиане. Космическое агентство в Южной Америке запускает в космос спутники для того, чтобы с высокой точностью проверить теорию гравитации. Кроме фундаментального научного значения, имеет и прикладное значение – точность программ американской GPS, российской Glonass, европейского Galileo.