Егор Гайдар и его команда: чем запомнился главный реформатор новой России
Сын Егора Гайдара Петр рассказывает: в последние годы у отца поменялся график. Он позже приезжал, но задерживался здесь глубоко за полночь. Работа для него всегда была смыслом жизни. «Дома его для меня, как для ребенка, было, конечно, мало. Когда мы ездили отдыхать, то это был отдых такой, что он работает, что-то пишет», – вспоминает Петр.
Он закончил МГУ, экономический. Потом работал в институте экономики. В конце 80-х – заведующий отделом в журнале «Коммунист». Где, несмотря на название, активно обсуждают либеральные идеи.
«Они получили некую крышу, партийную, в лице Яковлева. Это Отто Лацис, известный журналист, который имел достаточный вес», – рассказал заведующий сектором ВНИИ внешнеэкономических связей в 1989-1992 годах Сергей Приходько.
В августе 1991-го место Егора Гайдара на баррикадах. У Белого дома и происходит историческое знакомство с Геннадием Бурбулисом.
«Я хорошо помню текст и контекст, Егор примерно так сказал: давайте, если это возможно, когда эта вся трагическая история закончится, встретимся и обсудим, что было бы возможно сделать», – поделился первый заместитель председателя правительства РФ в 1991-92 годах Геннадий Бурбулис.
Тогда в стране лучше знали другого экономиста – Григория Явлинского и его «500 дней». Но выбор Ельцин сделал в пользу Гайдара. После путча Бурбулис представил его главе государства. Первому российскому президенту понравилась и экономическая программа, и ее автор.
«Он родственник того самого Гайдара, который романтически вдохновлял на заре советской власти, гражданской войны, когда Тимур и его команда олицетворяли романтизм нового поколения. И вдруг это все в одном человеке», – рассказал Бурбулис.
Егор Гайдар тоже пришел с командой. Она начала складываться еще в эпоху перестройки.
«Проводились конференции молодых ученых, где мы среди прочего обсуждали, как нам реформировать экономику СССР. И одним из энтузиастов таких семинаров был Анатолий Чубайс, где они и познакомились», – рассказал министр экономики России в 1992-1993 годах Андрей Нечаев.
Правительство реформаторов приступило к работе 15 ноября 1991-го. Гайдар – первый зам, премьер – Борис Ельцин.
«Гайдар никому, кроме определенного круга знавших его экономистов, известен не был. Второе – Ельцин понимал, что вся политическая ответственность на нем. И он старался от этой ответственности не уклоняться», – отметил заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по экономическому сотрудничеству с государствами членами СНГ в 1992—1993 годах Сергей Дубинин.
В наследство от СССР Гайдару досталась пустая казна, разорванные экономические связи и дефицит.
«Параллельно приходилось решать несколько задач. Создание основ рыночной экономики. С другой стороны, с нуля создание российской государственной машины, потому что после того, как СССР развалился, Россия оказалась без базовых госинститутов. У нас не было границы, таможни, армии, полноценного центрального банка», – рассказал Нечаев.
Параллельно началась шоковая терапия. Гайдар отпускает цены (стоимость товара теперь определяет сам производитель) и либерализует торговлю.
«Тогда можно было торговать, ничего не надо было. Ни бумаги, ничего. Взял, вышел на улицу, и торгуй. На тот момент это было единственное решение. Оно дало товары, продукты. Во-вторых, дало многим людям хоть какой-то заработок», – рассказал заведующий сектором ВНИИ внешнеэкономических связей в 1989-1992 годах Сергей Приходько.
Россияне ждали экономического чуда. Но большинство сути реформ не понимали, а им их и так и не разъясняли. Да и сам Гайдар в народ не ходил. Зато люди видели, как цены растут, а денег в кошельке становится все меньше. Даже появилось выражение – «объегорили-обгайдарили».
«Никому не нравятся люди, которые приходят и объявляют о банкротстве и что-то делают после этого. Все, кто знает историю, понимают, что они не имеют ни политических перспектив, а имеют ненависть от народа», – заметил Петр Гайдар.
Новое правительство, как и предыдущее, советское, продолжало брать взаймы. Россия вступила в Международный валютный фонд. Собственных средств у либерал-реформаторов фактически не было.
«В тот день, когда меня назначили, золотовалютные резервы составили 60 миллионов долларов. Это было меньше половины дневного импорта. Эта цифра была стабильной», – сказал министр внешних экономических связей РФ в 1992 году Петр Авен.
В 1992-ом начинается приватизация. Ответственный за нее Анатолий Чубайс. За один ваучер обещает две «Волги». А на самом деле в стране гиперинфляция. Гайдар и его команда становятся врагами номер один для оппозиционных депутатов.
«Директора, представляющие советскую номенклатуру, Верховный совет, требовали всем помочь, всем все раздать в условиях, когда эти деньги немедленно вылетали на рынок. И в результате скачок цен в 26 раз, и вот это надо было останавливать», – отметил Дубинин.
В июне 1992-го Егор Гайдар становится исполняющим обязанности премьера. Еще через пять месяцев его отправляют в отставку, но Гайдар продолжает работать в правительстве. Осенью 1993-го он опять на баррикадах. И опять защищает демократию от сторонников Верховного совета.«Иногда называют это путчем номер два. С автоматами, реваншисты и фашисты. И Егор выступил с призывом к москвичам выйти в ночь к Моссовету и показать нашу солидарность», – рассказал Бурбулис.
В 1994-ом идет на выборы. Создает партию «Демократический выбор России». Получает депутатский мандат.
«Его уговорили заняться политической деятельностью. Возглавить «Демократический выбор России», потом он был депутатом, потом в СПС. Но для него это была совсем не органичная история», – поделился Петр Гайдар.
Одни Гайдара критикуют. Другие считают, именно Егор и его команда заложили фундамент современной российской экономики. Началась аграрная и валютная реформы. Нефтедобыча стала облагаться налогом. Торговля с бывшими союзными республиками шла по мировым ценам. Благодаря приватизации россияне стали собственниками своего жилья.
«Никто не помнит, что вывод ядерного оружия из трех сопредельных стран был гораздо более важным, чем экономические решения. Завершило реализацию программы Гайдара правительство Примакова. Удалось сбалансировать бюджет. Стабилизировать валютную систему. И как и предсказывалось, после решения макроэкономических задач запустился механизм экономического роста», – сказал ректор РАНХиГС, в 1992 году советник и. о. председателя Правительства РФ Владимир Мау.
Последние годы Егор Гайдар руководил институтом, который сам основал, и писал книги. Одна из них как раз и посвящена причинам развала СССР. Как говорил он сам: «Кризис лечит. А кто не лечится, тот погибает».