Войти в почту

Институт языка, литературы и искусства взялся за выставки

ИЯЛИ представил малую часть добытых находок в ходе экспедиций

Институт языка, литературы и искусства взялся за выставки
© Реальное время

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова (ИЯЛИ) вышел в люди — в культурном центре "Московский" в Казани открылась выставка "Татары Поволжья, Урала и Сибири" по материалам научных экспедиций ученых. Экспозицию оценил корреспондент "Реального времени".

"Мы побывали практически в каждом татарском доме"

ИЯЛИ работает с 1939 года, и с самого начала деятельности его сотрудники выезжают в исследовательские поездки. Ежегодно ученые выезжают в поля — в районы Татарстана, а также в так называемые места компактного проживания татар.

— С 1940 года объездили наши сотрудники все населенные пункты в России и ближнем зарубежье, где проживают татары, — рассказал Олег Хисамов, заместитель директора по научной работе ИЯЛИ. — Мы побывали практически в каждом татарском доме. С 2005 года начали организовать комплексные экспедиции, куда едут искусствоведы, фольклористы, литературоведы, музыковеды, археологи. Раньше мы создавали научные труды, монографии, диссертации. А эта выставка — наш первый опыт подобного рода.

"Я предложила организовывать эту выставку, и я счастлива, что мы вместе ее подготовили", — сообщила директор КЦ "Московский" Наиля Мустафина

— Когда я узнала, что институт совершает такие экспедиции, что у них набралось множество интересного материала, я предложила им организовывать эту выставку, и я счастлива, что мы вместе ее подготовили, — сообщила директор КЦ "Московский" Наиля Мустафина.

Культурный центр даже закупил выставочное оборудование, а работники института выразили надежду, что эту идею подхватят и другие КЦ, галереи и дома культуры.

Основу выставки составили фотографии, которые делали два сотрудника отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства — Наталья Герасимова и Людмила Шкляева. На снимках — красивые вещи и улыбчивые люди со всей России. Зеркало конца XIX века и сундук невесты из Ульяновской области, семейная пара — мулла Назыйм и абыстай Наиля из Башкортостана, древняя детская коляска из Челябинской области, семья музыкантов из Мамадышского района, ткачиха-мастерица из Самарской области, рыболовная сеть из Тюменской области.

Основу выставки составили фотографии, которые делали два сотрудника отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства — Наталья Герасимова и Людмила Шкляева

Также здесь много объектов материального наследия. Одна из инициаторов выставки — Рауза Султанова, заведующая отделом ИЗО и ДПИ. В ее коллекции — накидка на самовар из Кукморского района 1969 года и салфетка из Новошешминского района начала XX века, полотенце того же периода, выполненное в браной технике, и многое другое.

Экспонаты есть, а музея нет

На открытии искусствовед рассказала, что представленные предметы раньше хранились у нее дома, ведь фондов у института нет: "И музея у нас нет, это вы верно подметили, хотя непонятно почему". В последние годы институт кое-что выкладывает в интернет, к примеру на сайте Центра письменного и музыкального наследия ИЯЛИ. Выпускаются книги "Милли-мәдәни мирасыбыз" ("Наше национально-культурное наследие"), рассказывающие о так называемых местах компактного проживания татар — они представлены в экспозиции. Однако любой человек, побывавший на встречах с сотрудниками, подтвердит, что на основе изысканий ИЯЛИ можно делать множество проектов.

"Это наши сокровища, которые мы достаем из сундуков и сокрушаемся: почему молодежь этим не занимается", — говорит Султанова

На выставку планируют водить школьников во время каникул, а также проводить мастер-классы. Одной из целей продвижения декоративно-прикладного искусства Султанова назвала желание "оторвать детей от компьютера". Даже по фото видно, что среди носителей знаний в области ткачества, вышивки, кружевоплетения и обработки металла не видно молодых. Хотя все не так плохо — на выставке напомнили, что развитием ДПИ занимается, к примеру, Фешинское училище. Однако традиции можно передавать и в других формах, благо запрос на изучение татарского костюма есть и у современных дизайнеров. В частности, отдельную часть выставки занимают 12 костюмов кукол от Альбины Нурутдиновой, в них использованы материалы, собранные в экспедициях по татарским деревням и селам Поволжья и Урала.

— Это наши сокровища, которые мы достаем из сундуков и сокрушаемся: почему молодежь этим не занимается, — сказала Султанова. — Сокрушаемся, что бабушки показывают нам фабричные занавески и ковры, просят их фотографировать, не понимая, что у них в сундуках хранятся настоящие сокровища. В школах тоже нет понимания, что это такое. Раньше в начальных классах проводилось обучения навыкам вышивания — и тамбурный шов, и ступенчатый, и многое другое. Хорошо бы это все вернуть.

1/32 Ринат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат Назметдинов