Второй пациент в мире вылечился от ВИЧ

40-летний мужчина из Лондона Адам Кастильехо излечился благодаря лечению стволовыми клетками, которое он прошел из-за онкозаболевания. По словам врачей, Кастильехо остается свободным от вируса через 30 месяцев после прекращения антиретровирусной терапии.

Первым человеком, излечившимся от ВИЧ, стал Тимоти Браун в 2011 году. Он прошел аналогичное лечение, и через три с половиной года было установлено, что вируса в организме больше нет.

В исследовании, опубликованном в медицинском журнале The Lancet, отмечается, что у доноров стволовых клеток, полученных Кастильехо, есть необычный ген, обеспечивающий им защиту от ВИЧ.

Ученые подозревают, что трансплантация стволовых клеток останавливает способность вируса к репликации внутри организма, заменяя собственные иммунные клетки пациента донорскими, которые сопротивляются инфекции. Тесты, проведенные с Кастильехо, показывают, что 99% его иммунных клеток были заменены донорскими.

В то же время, специалисты отмечают, что лечение стволовыми клетками является агрессивным и в основном использовалось для лечения рака пациента, а не его ВИЧ. Его применяют только в качестве крайней меры для пациентов с ВИЧ, у которых также есть опасные для жизни гематологические злокачественные новообразования, поэтому лечение не будет широко предлагаться пациентам с вирусом иммунодефицита, которые проходят успешное антиретровирусное лечение.

Ранее исследователи из Университета Вашингтона в Сент-Луисе обнаружили, что некоторые клетки в теле человека защищают его от распространения бактериальных инфекций, они активируют иммунитет, вырабатывая сигналы опасности. Выяснилось, что белок врожденной иммунной системы CARD8 способен подавать такие сигналы организму при выявлении ВИЧ.