Как карикатуристы вскрывали напряженность между наукой и обществом
Карикатуры никогда не были просто рисунками: их главная цель всегда заключалась в том, чтобы максимально тонко (в этом и заключается искусство карикатуры!) передать важное послание, подчеркнув наиболее яркие черты и особенности. Перевели материал из журнала Nature, в котором историк науки Патрисия Фара отвечает на вопросы и объясняет, каким образом рисунки и карикатуры XVIII и XIX века регистрировали напряженность, колониализм, расизм и сексизм, которые возникали в эпоху зарождения современной западной науки.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Патрисия Фара, историк науки из Кембриджского университета, Великобритания, на протяжении десятилетий писала о самых разных деятелях науки от Исаака Ньютона до женщин, которые работали исследователями во время Первой мировой войны. Попутно она собирала иллюстрации, и теперь в проекте, который еще не был опубликован, Фара является куратором 42 научных карикатур XVIII и XIX века, в основном из Великобритании и США.
В течение этого периода художники, такие как Уильям Хогарт и Джеймс Гилрей, вскрывали социальную и политическую напряженность вокруг новых научных, медицинских и технологических идей от электричества до вакцинации. Будучи мемами той эпохи, эти образцы искусства достигали большей части грамотного общества и влияли на общественное мнение. До появления массовых публикаций они продавались как отдельные гравюры, часто раскрашенные вручную, выставлялись в витринах магазинов, чтобы их могли оценить прохожие, и покупались богатыми людьми, чтобы те могли произвести впечатление на своих гостей. Позже, когда стали доступны дешевые газеты, распространение получили и черно-белые карикатуры. […]
Иллюстрация Джеймса Гилрея 1802 года, посвященная опасениям по поводу использования коровьей оспы для вакцинации от натуральной оспы. Источник фото: Library of Congress, Prints & Photographs Division
Зачем изучать историко-научные карикатуры?
Меня всегда поражало, насколько они информативны и одновременно информированы. Они включают точные детали актуальных научных вопросов, и, чтобы правильно их понять, вам нужно обладать достаточно большим количеством знаний. Они свидетельствуют об уровне дискуссий, происходивших на публичной арене. В наши дни своего рода эквивалентом и способом увидеть, как много люди знают о научных проблемах и насколько они их волнуют, могут быть видео на YouTube.
Насколько сложны эти визуальные сатиры?
Карикатуры многослойны: шутки, которые раньше казались очевидными, теперь нужно расшифровать. Возьмите, например, карикатуру Гилрея 1795 года на Джозефа Бэнкса, где он изобразил президента Королевского общества Великобритании в виде бабочки, обернутой красным, с медалью на груди. Зрители эпохи Просвещения сразу же поймут, что изображение высмеивает выдвижение Бэнкса королем Георгом III на награждение Почетнейшим орденом Бани. Они также считали бы подтексты: что Бэнкс был известен сексуальными подвигами во время своего путешествия на Таити, что он сотрудничал с правительством в расширении британских имперских владений за границей и что его высмеивали как коллекционера, ничего не знающего о физике и математике. Но среди чешуек на его карикатурных крыльях — красная фуражка французских революционеров.
Наука не была и не является абстрактным предметом сама по себе, она пропитана политическими, коммерческими и личными интересами
Еще один из моих любимых — это рисунок 1872 года, на котором Чарльз Дарвин изображен в виде обезьяны, сидящей на корточках рядом с женщиной, чьи развевающиеся юбки напоминают оболочника. Викторианцы сочли бы это забавным, не нуждаясь в каких-либо объяснениях, ведь в своей последней книге Дарвин осмелился сравнить человеческие эмоции с эмоциями животных — в этом он также опирался на свой аргумент о том, что эволюционная история женщин сделала их более умелыми на кухне, чем в учебе. То, что в подписи к рисунку есть техническое название оболочников — асцидии, — свидетельствует об огромном энтузиазме современников в изучении морской жизни и скал на побережье.
Карикатура на Чарльза Дарвина 1872 года. Источник фото: British Library / Alamy
Почему Дарвин был таким популярным объектом карикатур?
Дарвин был поразителен сам по себе: у него была длинная борода, как у Моисея, вздымающиеся брови и куполообразный морщинистый лоб, которые делали его идеальным мультипликационным персонажем. Обычно его изображали добродушным, в виде эдакой дружелюбной обезьяны с длинным вьющимся хвостом. Однако подобные обезьяньи образы использовались и для очернения ирландцев во времена политических волнений во второй половине XIX века. Вокруг происходило крайне много споров по поводу этнической принадлежности, класса и умственных способностей — и идеи эволюции Дарвина втягивались в них самым ужасным образом. Тон дебатов значительно изменился, когда он явно включил людей в эволюционную цепочку наряду с животными.
Как карикатуры отражали расизм того времени? Например, вспомним ужасающую карикатуру «Обезьяна» в журнале Punch в 1861 году.
Я в шоке от этого изображения, но его популярность свидетельствует, насколько иначе думали люди в те времена. В этой карикатуре упомянуто столько всего, что любой викторианец сразу бы понял ее содержимое. Самое очевидное — отсылка к отчетам об обнаружении горилл посреди леса в Африке, которые присылали исследователи, и к тому, насколько они были пугающими. Ну, а плакат с надписью «Я человек и брат?», который держит горилла, является отсылкой к политическому лозунгу, использовавшемуся активистом кампании против рабства Джозайей Веджвудом.
У современников могли возникнуть и другие ассоциации, не менее мрачные, если задуматься о них сейчас. Некоторые викторианцы считали порабощенных чернокожих африканцев животными, что, по их мнению, оправдывало жестокость и владение ими. Люди той эпохи верили в иерархию, идущую от белых европейцев наверху до азиатов и африканцев снизу. И это вызвало дискуссии о том, где разместить женщин: европейская женщина должна быть выше или ниже азиатского мужчины? Ужасно осознавать, что люди так думали, но мы должны признать это, а не делать вид, что ничего не происходило.
Что касается сексизма — как мы должны понимать карикатуру 1790 года на астронома Кэролайн Гершель?
На этом снимке она представляет любопытство — это женщина, открывающая комету. Но ее не ценят из-за того вклада, который она сделала, ее изображают фриком. У нее преувеличенные черты лица и большая отметина на щеке от оспы, которую Кэролайн перенесла в детстве. Текст в речевом пузыре над ее головой написан на ломаном английском, потому что Кэролайн была немкой и говорила с акцентом. В общем, над ней издеваются, но почему? Может быть, потому, что мужчины боялись, что и женщины могут оказаться умными?
Карикатура «Женщина-философ, унюхавшая комету» (1790 г.) с издевкой над Кэролайн Гершель. Источник фото: Draper Hill Collection, The Ohio State University Billy Ireland Cartoon Library & Museum (CC BY 4.0)
Вакцинация была довольно распространенной темой карикатур. Почему?
Знаменитая карикатура Гилрея 1802 года — это отсылка к Эдварду Дженнеру, который ввел противооспенную вакцину на основе коровьей оспы. На ней изображено, как получатели вакцины превращаются в коров. В то время серьезное беспокойство людей было связано с тем, что может произойти в результате помещения инородного животного материала внутрь человеческого тела. И, в отличие от нынешнего времени, тогда существовали веские основания для различных подозрений, потому что вакцина не была должным образом протестирована, а оборудование было настолько грязным, что люди часто заболевали после вакцинации. В конце XIX века, спустя много времени после того, как британское правительство сделало вакцинацию против оспы обязательной для младенцев, опасения, что она не будет на 100% эффективна и что через эту процедуру передается болезнь, все еще существовали. В основе дебатов лежал конфликт между личной свободой и правом правительства защищать нацию.
Можно ли сказать, что эти карикатуры схожи с рисунками о коронавирусе?
Нет, я думаю, что они совсем другие. Большинство людей сегодня не осознают сложности научных дискуссий. Но наука стоит на пьедестале, это основа всего общества, и нет смысла над ней смеяться. В современных карикатурах высмеивают не ученых и врачей, их герои — это политики, лидеры, такие как Дональд Трамп и Борис Джонсон, которые недостаточно внимательно слушают таких экспертов, как Энтони Фаучи, глава Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США.
Я видела замечательный немецкий рисунок о «Брекзите» и его вариант, обнаруженный в Великобритании в прошлом году. На нем был изображен большой толстый вирус в цветах флага Великобритании, который самодовольно улыбается, потому что в Соединенном Королевстве течение болезни отличается от всей остальной Европы. Как прекрасно осознавали карикатуристы XVIII и XIX века, изображения — это чрезвычайно эффективный способ передачи сообщения.