Войти в почту

Мифологизация как инструмент идентичности Казахстана

Помимо вытеснения русского языка из публичного пространства, важным аспектом дерусификации Казахстана является формирование нового взгляда на историю и национальную культуру.

Мифологизация как инструмент идентичности Казахстана
© Русская Планета

Казахи, как и остальные народы бывшего СССР, не имевшие собственной государственности, проводят многочисленные «исследования» с целью обоснования своего этнического своеобразия, уникальности, непохожести на остальные этносы.

Помимо романтизации героев национального эпоса (батыров) и деятелей, стоявших у истоков казахской литературы (Абай Кунанбаев), руководство республики всячески поддерживает тезис о том, что история Казахстана уходит своими корнями в глубокую древность, как бы намекая на то, что становление государственности и национальной идентичности началось сотни лет назад.

«Наша священная земля, унаследованная от предков, — наше главное богатство. Она не была нам «подарена» кем-либо. Отечественная история началась не в 1991-м или 1936 годах. Наши предки жили здесь во времена Казахского ханства, в эпоху Золотой Орды, Тюркского каганата, гуннов, саков. Другими словами, корни нашей национальной истории уходят далеко в глубь времен», — написал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаева в своей программной январской статье «Независимость дороже всего»

Правда, никаких более-менее достоверных сведений о том, что было в этой манящей глубокой древности, у серьёзных учёных нет. Скорее всего, предки современных казахов ничем особенно не отличались от остальных кочевых народов, не имевших письменности и государственности.

Например, в исторической науке, школах и СМИ Казахстана продвигается тезис о необычайно богатой скотоводческой культуре и якобы активном участии предков современных казахов в Великом Шёлковом пути, который на самом деле просто проходил по южным регионам страны.

Разговор о транзитном статусе Казахстана в Великом Шёлковом пути и отсутствии сведений о развитой материальной культуре сейчас фактически табуирован, так как не вписывается в канву формирующейся национальной идеологии. Учёный, который будет пытаться отрезвить казахстанскую власть и общество, скорее всего, подвергнется отстранению от научной и публичной деятельности.

В этом контексте интересным образом казахи обыграли пребывание в составе Золотой Орды. Данный эпизод рассматривается в большей степени не как покорение, а как появление возможностей у кочевых кланов современного Казахстана влиять на положение дел в огромной империи и вассальных ей государствах, включая Русь.

«Большая часть нынешнего Казахстана вошла в состав Золотой Орды, улуса, который принадлежал наследникам Джучи, старшего сына Чингисхана. Казахские ханы впоследствии являлись его прямыми потомками, и их прерогатива на верховную власть в стране не подвергалась сомнению», — говорится в мини-энциклопедии Национального музея Республики Казахстан

Учитывая идущий сверху прессинг и запрос на новые «исследования», которые, по сути, превращаются в бесплодные мытарства, можно ожидать, что в Казахстане с течением времени будет создана стройная легенда, объясняющая происхождение казахского народа из «глубины веков» и его связь не только с Ордой, но и с древними цивилизациями.

Под предлогом нового взгляда на историю в Казахстане началась кампания по переименованию регионов и населённых пунктов. Например, совсем недавно Южно-Казахстанская область превратилась в Туркестанскую. Таким образом власти республики продемонстрировали верность курсу на «восстановление исторической преемственности» (Туркестан считается центром культурного и экономического развития предков казахов).

Токаев прямо говорит о необходимости продолжить процесс переименования. С большой вероятностью на карте Казахстана исчезнет немало советских, а значит, и русских названий. Подобную национализацию поддерживают и ряд оппозиционных политсил, выступающих за создание национальной идеологии исключительно на основе казахской культурной традиции.

Чтобы добавить нотку драматизма в историю Казахстана, учёные и публичные деятели республики объявили о том, что страна оказывается пережила национально-освободительную войну.

Под ней подразумевается период 1723-1727 годов («Ақтабан шұбырынды»), когда на кочевников напали «коалиционные международные силы» в составе джунгар, волжских калмыков, яицких (уральских) казаков, башкир, войск ханов Бухары и Хивы.

В реальности «национально-освободительная война» казахского народа представляла собой типичную разборку между влиятельными на тот момент силами необъятных степных пространств с целью банального грабежа и лёгкой наживы

Примечательно, что постепенной интеграции Казахстана в состав Российской империи и подъёму материальной культуры в официальной истории республики внимания почти не уделяется, а вхождение в СССР преподносится как добровольное волеизъявление квазигосударственного образования Алаш-Орды.

Отношение к советскому периоду в Казахстане неоднозначное. Из-за того, что его освещение напрямую связано с личностью и карьерой ярого коммуниста Нурсултана Назарбаева, в республике не принято очернять послевоенные события, которые к тому же сопровождались бурным экономическим ростом.

Ложкой дёгтя в тот период является милитаризация и ядерные испытания на Семипалатинском полигоне, закрытие которого относят к едва ли не главной международной заслуге Назарбаева, хотя его деятельность ещё на излёте 1980-х годов потеряла военный смысл.

Все научные потуги казахов, связанные с обоснованием тезиса о развитом обществе и постоянном процессе становления государственности, рушатся о две объективные преграды. Первая — кочевой образ жизни казахов с акцентом на скотоводческой форме хозяйствования. И вторая — отсутствие письменности, что автоматически означает отсутствие даже зачатков цивилизованных бюрократических институтов.

Неувязочка с письменностью не давала покоя казахским учёным ещё в советский период. Так, в 1973 году эпиграфической экспедицией при Институте языкознания Академии наук Казахстана был обнаружен камень, целиком покрытый «древними руническими письменами». Возраст находки датировался VI-IV веками до н.э.

Камень перевезли в Академию Наук для более детального изучения, но каково же было разочарование, когда выяснилось, что «древние руны» были выбиты в 1969 году на съёмках фильма «Кыз–Жибек», взяв за основу письмена из книги ленинградского тюрколога Сергея Малова «Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии».

Эта анекдотичная ситуация прекрасно отражает всю сущность натужного стремления казахов к поиску доказательств своего древнего происхождения и уникальности. Однако Казахстан явно не собирается сворачивать с пути по дальнейшей мифологизации собственной не очень богатой на знаменательные события истории.

«…оставаясь частью мирового сообщества, мы должны трепетно относиться к своим корням. Нельзя отрываться от своей самобытной культуры и уникальных традиций, которые составляют нашу национальную идентичность. Только оберегая и укрепляя её, мы сможем сохранить себя в цивилизационном хаосе», — подчёркивает Токаев в своей статье

Лояльные режиму казахстанские политологи нередко говорят, что игры в древность и самобытность необходимы для укрепления государственности, дескать, без знания корней ничего не построить. Но, как показывает общемировая практика, такая откровенная архаизация лишь тянет общество вниз, мешая ему усваивать технологии и культурные достижения других стран.