65 лет назад состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Никита Хрущев развенчал культ личности Сталина и возложил на него всю вину за массовые репрессии. После этого съезда, уверены историки, жизнь большинства советских граждан кардинально изменилась. Подробнее – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Романа Никифорова.
«Москва, 14 февраля 1956 года. День открытия ХХ съезда Коммунистической партии Советского Союза».
Самые главные события съезда на кинопленку не попадают. В последний день, уже после выборов нового руководства, – закрытое заседание. С докладом выступает лидер страны Никита Хрущев. И говорит с трибуны о том, что даже на кухнях обсуждать боялись.
«Многие злоупотребления были сделаны по указанию Сталина, не считаясь с какими-либо нормами партийной и советской законности».
Вопросы и обсуждения не предусмотрены. Слушают в гробовой тишине. Про отход от ленинских принципов, про культ личности и массовые репрессии.
«Есть воспоминания писателей, государственных деятелей, министров, которые выходили с этого доклада совершенно подавленные, раздавленные той информацией, которая на них свалилась. Для них было шоком», – отметил историк, кандидат филологических наук Владимир Рудаков.
Не ждали именно такого радикального шага, хотя движение к так называемой оттепели началось сразу после смерти Сталина. Сам Лаврентий Берия предложил массовую амнистию – на свободу вышло более миллиона человек. А новый председатель Совмина Георгий Маленков еще в мае 1953-го хотел созвать пленум по разоблачению культа личности.
«Не называя Сталина – сохранился текст его доклада, – всю силу, энергию Маленков направлял против тех, кто реально создавал этот культ. Против первых секретарей и обкомов, и крайкомов, кто устраивал митинги, без конца употреблял имя Сталина. Но тогда эту тему закрыли», – рассказал доктор исторических наук Юрий Жуков.
Неудивительно: среди самых активных секретарей – Никита Хрущев. Вот он в 1936-м. К отцу народов обращается не просто уважительно – подобострастно.
«Вождь партии, рабочего класса и всех трудящихся. Великий наш Сталин!».
«Приехал в Киев первым секретарем Украины, его первая телеграмма оттуда – 20 тысяч расстрелять».
Передовик карательной системы становиться ее главным разоблачителем и даже разрушителем. Вскоре после доклада в Союзе реабилитируют сразу 500 тысяч человек.
В Советском Союзе – культурная революция. Вызов общественной морали и нравам бросают стиляги. Их, правда, отлавливают комсомольские патрули. Порицают и высмеивают, но зато на лесоповал не отправляют.
«Кто это? Мужчина или женщина? Мужчина. Но какова прическа! А этому стыдно, он отвернулся».
Разброд и шатание длятся недолго. Разоблачение культа личности – это одно, а всякие буржуазные выкрутасы – уже перебор. Хрущев лично посещает художественные выставки.
«Обнаженная», работа Фалька. Подобный «шедевр» может вызвать только возмущение. А что можно сказать о «Геологах» художника Никонова?».
В начале 1960-х в стране обостряются экономические проблемы, на горизонте угроза новой войны, теперь уже ядерной. Культурная революция заканчивается, к власти приходит Брежнев. Он частично реабилитирует культ личности Сталина и создает свой, помягче, с лицом доброго дедушки.
При дорогом Леониде Ильиче бесконечные награждения, зато никаких массовых репрессий. И даже смещенный в результате заговора Никита Хрущев из Кремля отправляется на дачу. И доживает свой век как пенсионер союзного значения. Ему уже не мстят: ХХ съезд сделал советскую страну совершенно другой.
Съезд, который изменил страну. Специальный репортаж о развенчании культа личности Сталина смотрите сегодня в 18:30 в итоговой программе «Вместе» с Екатериной Абрамовой».