Теория вертикального развития и ее компоненты
Личностный рост человека не прерывается с завершением формирования префронтальной коры мозга — именно к этому выводу пришли в 80-ых годах ученые из Гарварда, эксперты в сфере психологии взрослого развития Роберт Киган, Сюзанна Кук-Гройтер и Билл Торберт. Они разработали теорию Вертикального развития, состоящую из восьми стадий. Каждый человек придерживается определенной логики действий, по которой можно судить о том, на каком этапе он находится. При переходе на новую стадию появляются новые способы целеполагания и мышления. Подробнее об этих этапах, их особенностях, а также о том, как вертикальное развитие связано с актерской деятельностью, Т&Р рассказал основатель и художественный руководитель творческой лаборатории Gogol School Илья Ромашко.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Илья Ромашко
Основатель и художественный руководитель творческой лаборатории Gogol School
Концепция теории вертикального развития
В 1980-е ученые из Гарварда, эксперты в сфере психологии взрослого развития Роберт Киган, Сюзанна Кук-Гройтер и Билл Торберт задались вопросом: что такое зрелость личности и как можно ее описать? По мнению исследователей, она не зависит от уровня интеллекта, возраста или пола. Выдвинув гипотезу о том, что личностные изменения взрослого человека не прерываются с завершением развития префронтальной коры мозга, они определили и описали восемь стадий развития личности. Они были объединены в «Теорию вертикального развития».
Каждый из нас, находясь в стабильном психическом состоянии, обладает определенным доминирующим набором логик восприятия действительности и взаимодействия с ней. По тому, как человек ощущает себя, реагирует на мир вокруг и других людей, принимает решения, можно определить стадию его развития.
Теория вертикального развития не дает психотерапевтических решений, но помогает понять, где человек находится на данном этапе жизни, и наметить точки для дальнейшего движения. Эту теорию часто применяют для повышения эффективности коммуникации: человек лучше понимает, чем руководствуется собеседник и как он мыслит.
Стадии вертикального развития
Прежде чем описывать стадии, важно подчеркнуть, что, во-первых среди них нет «хороших» или «плохих» — у каждой из них есть свои преимущества и недостатки и свои перспективы для роста. Во-вторых, у каждого человека есть доступ к любой из этих стадий. Вопрос лишь в том, какая из них является предпочтительной, то есть используется чаще всего. Приведенное ниже описание стадий является лишь грубой выжимкой; за скобками остается огромное поле нюансов, уточнений и дополнений по каждой из стадий.
Создатели теории разделили стадии на три группы:
конвенциональные: Opportunist, Diplomat, Expert (оппортунист; дипломат; эксперт);постконвенциональные: Achiever, Redefiner, Transformer (достиженец или достигатель; индивидуалист, стратег);надконвенциональные: Alchemist, Ironic (алхимик; любитель иронии).
Opportunist
Ключевые слова для этой стадии — «хочу» и «мое». Человек, находящийся в ней, сконцентрирован на собственных желаниях и самозащите. Подобная логика необходима в экстренных ситуациях для выживания. Не пройдя эту стадию полноценно, человек может сомневаться в собственных желаниях и иметь слабый контакт со своим телом.
Diplomat
На этом этапе личность оперирует понятиями «надо» и «мы» и активно действует в команде. Человек на этой стадии наилучшим образом реализует себя в коллективе и в среде с четко установленными правилами. Он способен максимально вовлекаться в процесс и нести ответственность за себя и других, может сохранить целостность и обеспечить безопасность группы.
Expert
Главная цель личности на этой стадии — приобретение и применение уникальных знаний и навыков. Эксперту сложно работать в команде, он воспринимает критику только от признанных им авторитетов. Его преимущество — компетенция и железная уверенность в собственной правоте. Не до конца пройденная стадия эксперта может характеризоваться сомнениями, неуверенностью и неустойчивой позицией.
Achiever
У личности на этой стадии фокус направлен на достижение результата. На этом этапе человек умеет ставить задачи, выстраивать процессы и планы, готов рисковать ради их выполнения. Преимущество людей, для которых данная стадия является предпочтительной, заключается в умении соединять в рамках одного процесса личностей, находящихся на разных стадиях. Ценит взаимодействие и обратную связь, если это помогает достичь цели. Если есть трудности с доведением дел до конца — возможно, именно эта стадия поможет разрешить эту проблему и ускорить рост.
Redefiner
Первая постконвенциональная стадия. Эмпатия и эмоциональный интеллект — характерные черты этой стадии. Иными словами, человеку недостаточно определять себя через какую-то социальную роль (начальник, дочь, студент); личность начинает чувствовать свою ценность вне зависимости от социальных показателей. На этой стадии внимание человека обращено внутрь себя, он задается вопросами «Кто я?», «Какой я?», «Живу ли я той жизнью, которой хочу?», «Что я чувствую и что хотел бы чувствовать?». Ему важно перестроить контакт с самим собой. Человек ощущает свою уникальность и ценит свою и чужую индивидуальность.
Transformer
В отличие от более ранних стадий, на этом этапе личность видит себя частью не одной, а множества систем, умеет создавать их самостоятельно и соединять между собой, получает удовольствие от разных ролей. В этой точке возможно строить долгосрочные планы и действовать по принципу win-win.
Alchemist
Человек обладает ярко выраженной интуицией, особенно тонко чувствует состояние людей и систем. Он не ощущает мир отдельно от своего естества, берет на себя ответственность за общечеловеческие процессы. Человек на этой стадии ставит под сомнения общепринятые парадигмы, создает новые смыслы. Видит в событиях аналогии и символы, а не просто факты.
Ironic
Эта стадия предполагает парадоксальное мышление и существование на сразу нескольких уровнях: личностном, системном и планетарном. При полном понимании несовершенства и дисбаланса этого мира ироник занимает позицию наблюдателя и предпочитает не вмешиваться, в нем отсутствует контролирующее сознание.
Как осуществляются переходы между стадиями
Я еще раз хочу подчеркнуть, что мы ошибочно можем воспринимать эту систему как прохождение уровней в игре или как лестницу с четкими гранями, но это не совсем корректно: человек имеет доступ ко всем стадиям одновременно, но при этом использовать их функционал в разной степени. Представьте себе, что родители построили для своего новорожденного ребенка дом, снабдив его всем необходимым: в нем есть просторная детская со всеми игрушками, тренажерный зал, библиотека, огромный телевизор и игровая консоль, бассейн, гараж с автопарком и винный погреб. Принадлежит ли все это ему? Да. Чем из этого он будет пользоваться? Только тем, что нужно ему на текущем этапе, а что-то, возможно, не пригодится ему никогда.
Движение по стадиям (или, если сказать точнее, изменение предпочтений в стадиях), как правило, идет поступательно. При этом в неблагоприятной ситуации и состоянии стресса человек может регрессировать на более ранние стадии, а в какие-то моменты нам доступен опыт более поздней стадии.
Ни одна из стадий не связана с внутренней гармонией, благополучием, счастьем и успехом
Поводом для изменений и перехода на новую стадию может стать, например, дискомфорт — человеку становится тесно в том поле мышления и самоощущения, в котором он находится. Появляется внутренний запрос на реформирование взаимоотношений с самим собой и с окружающим миром.
Теория вертикального развития помогает нам в Gogol School точно распознавать запросы студентов и работать с ними. Мы знаем, на каких стадиях к нам приходят: Achiever, Redefiner (таких большинство), Transformer и возможно даже Alchemist. Это молодые люди 25–45 лет, которые уже достигли определенного успеха в карьере, социальной и личной жизни. На этом этапе они уже научились ценить взаимодействие с другими людьми, нацелены на результат и умеют грамотно распределить ресурсы для его достижения.
Теперь в них просыпается «голод» до самого себя, ими движет внутренний запрос на переосмысление, новый диалог с самим собой. Они интуитивно начинают ощущать собственную «тень», проявления, которые они могут в себе не замечать, начинают проявлять интерес к тому, как работают их мышление и эмоции, как чувствует другой человек — это самое начало осознанной рефлексии.
Наши занятия сейчас организованы так, что отвечают на запросы текущих и более ранних стадий студентов: с одной стороны, это внимательная работа с собственным телом и чувствами, развитие эмпатии и сензитивности, которые помогают перестроить контакт с собой, с другой — развитие эмоционального интеллекта и других soft skills, которые будут полезны для их карьерных достижений, а кто-то найдет через творчество важный для себя синтез жизненных ролей и work-life balance.