Эксперты и разработчики поправок в Конституции стран СНГ оценили направленность этих реформ

Особую ценность и глубину международному обсуждению проблем укрепления конституционного строя придало участие в нем члена рабочей группы 2020 г. по подготовке поправок в Конституцию РФ, председателя Ассамблеи народов России

Эксперты и разработчики поправок в Конституции стран СНГ оценили направленность этих реформ
© Большая Азия

Светланы Смирновой

(г. Москва, Россия); члена Конституционного совещания 2020 года по разработке новой редакции Основного закона Киргизии

Темирбека Нурматова

(г. Бишкек, Киргизия); политологов

Алибека Тажибаева

(г. Нур-Султан, Казахстан),

Турара Шайхиева

(г. Уральск, Казахстан) и

Николая Цвяткова

(г. Кишинев, Молдова); социологов

Веналия Амелина

и

Галины Шешуковой

(г. Оренбург, Россия); юристов в области конституционного и международного права.

Эксперты констатировали, что уходящий год был отмечен политической турбулентностью, попытками определенных сил раскачать обстановку в странах СНГ. В этих условиях особую актуальность на евразийском пространстве приобретают задачи сохранения внутриполитической стабильности, защиты суверенитета от внешних влияний, эволюционного развития и укрепления государств в конституционно-правовом русле, обеспечения гарантий межнационального мира и согласия. Не случайно в истекшем году были внесены изменения в Конституции России, Армении, Туркменистана, на завершающую стадию выходит разработка новой редакции Основного Закона в Киргизии, на высшем уровне выдвигались предложения о пересмотре Конституций Беларуси, Молдовы и Узбекистана.

На основе анализа и сопоставления опыта национально-государственного строительства участники обсуждения пришли к выводу о том, что актуальные поправки в первоначальные Конституции стран СНГ отражают объективные изменения, произошедшие в их обществах за почти 30 лет, со времени распада СССР. С учетом накопленного опыта происходит перенастройка государственных механизмов, взаимодействия власти и общества, отказ от устаревших или недостаточно эффективных моделей. Например, в Киргизии после перехода в 2010 г. к парламентско-президентской форме правления, на фоне очередного витка нестабильности снова вернулись к усилению роли и полномочий президента в политической системе. С другой стороны, в Казахстане акцент переносится на развитие местного самоуправления и инициативы с введением в 2021 г. прямых выборов глав сельских поселений.

Перед лицом новых вызовов участники круглого стола отметили и необходимость укрепления институциональных и правовых основ международных интеграционных объединений СНГ, ЕАЭС и ОДКБ для эффективного решения общих задач их странами-участницами в обоюдных интересах.