10 лет после "Арабской весны": гендерные вопросы и второе дыхание национализма
Как Россия должна отвечать на бурные процессы на Ближнем Востоке?
Россия имеет все шансы экспортировать на арабский Восток свои системы образования и здравоохранения, которые становятся востребованы в этом регионе, считает руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов. Во время проходящего в Казани международного форума "Ислам в мультикультурном мире" ученый рассказал, какие идеологические тенденции характерны для ближневосточных стран после "Арабской весны". Подробнее — в материале "Реального времени".
Проблемы Востока интересуют весь мир
В Казани сегодня завершается X международный форум "Ислам в мультикультурном мире". Накануне во время пленарной сессии руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН (Москва) Василий Кузнецов выступил с докладом "10 лет после Арабской весны: метанаративный анализ".
Как рассказал ученый, целый ряд сюжетов на арабском Востоке вышли на первый план общественной дискуссии:
проблема цивилизационной идентичности;место религии в общественной и политической жизни;соотношение частного и общего интереса;проблема гендерных отношений;проблема переосмысления колониального прошлого.
— В этих обществах заново проявили себя нарративы, которые были по-своему переосмыслены, — сказал Кузнецов.
Политическая сфера арабского Востока представляет собой сложное взаимодействие всех нарративов.
Коллаж: египетская революция 2011 года, тунисская революция, йеменское восстание 2011 года, сирийское восстание 2011 года. Источник: wikipedia.org
Либерально-романтический и левацкий нарративы
Так, первым он назвал либерально-романтический нарратив. Его актуализация связана с укреплением на Востоке гражданского общества.
— Число неправительственных организаций в арабских странах за 10 лет выросло в два раза, — объяснил востоковед. — Это касается даже государств, переживающих конфликты. В Ливии зарегистрировано около 80 тыс. неправительственных организаций. При Каддафи цифра равнялась примерно нулю. Мы имеем дело с более активными обществами, которые более независимы от государств, чем были раньше.
Вторым оказался левацкий нарратив, который "всегда существовал и никуда не ушел". Он связан с выдвижением на первый план социально-экономических проблем, которые существуют в обществе. Например, коррупция — неизменный спутник развития различных обществ. Именно в последнее время эта проблема стала центральной для арабского мира.
— Массовое протестное движение в Ливане и Ираке в 2019 году были связаны именно с коррупцией, — прокомментировал спикер. — Другие проблемы — бедности, рынка труда, безработицы — тоже существуют и усиливаются под влиянием экономических кризисов. И политический дискурс будет в целом смещаться в эту левую повестку.
Акция протеста в Багдаде 1 ноября 2019 г. Фото: wikipedia.org
Национализм и консерватизм
Националистический нарратив проявляет себя в разных формах. С одной стороны, это новый арабский национализм, существующий в двух вариантах — как низовое движение, основанное на культурно-коммуникационной общности ("весна" была именно "арабской", а не "исламской" или "ближневосточной") и как идеологический проект, целенаправленно выстраиваемый в регионе на антииранской и частично антитурецкой платформах.
— Одновременно с этим мы видим укрепление новых национализмов гражданского характера странового уровня, — продолжил Кузнецов. — Яркий пример показывает Саудовская Аравия, где открыто говорится о стремлении "национализировать" саудовское государство, т.е. превратить его в nation state (государство нации). С этим связана и религиозная реформа, о которой заявляет принц Мухаммад бен Салман. Королевство Саудовская Аравия — не единственный пример.
По его словам, эти государства вынуждены будут обращать внимание на сферу безопасности и сферу развития (систему образования и здравоохранения).
— У России есть перспективы с точки зрения экспорта образования и систем здравоохранения, которые могут быть востребованы в этом регионе, — подчеркнул он.
Консервативный нарратив связан с постоянным поиском внешних причин для собственных неурядиц.
— Источники неурядиц изменились: раньше это был мировой сионизм, сейчас — проклятый Запад. Но общий подход сохраняется и остается востребованным, — резюмировал московский ученый.