Пока остальной мир строил весьма пессимистичные прогнозы насчет того, когда появится эффективная вакцина от коронавируса (кое-кто говорил, что 2022 год — «реальный срок»), Россия буквально шокировала мировое научное сообщество, заявив, что уже произвела первую в мире вакцину от коронавируса — «Спутник V».
Для Москвы это был момент триумфа, который, однако, продлился недолго. Российскую вакцину зарегистрировали еще 11 августа, но пока вакцинированы были всего сто тысяч человек, что для России с ее 140 миллионами граждан совсем незначительное количество.
Конечно, сам факт того, что это «русская вакцина», гарантировал ей пристальное внимание критиков с самого первого дня. Дело это политическое, а не научное. И причины для критики действительно есть. Россия зарегистрировала свою вакцину, обойдя традиционный протокол, который предусматривает три фазы испытаний. То есть Россия просто «перескочила» последний этап, на котором к испытаниям привлекается большое число волонтеров. Точнее говоря, россияне перешли к этому этапу, но уже после того, как объявили вакцину «готовой».
Чего они тем самым добились? «Пиар»-победы? Возможно, но, как мы увидим, эта быстрота дорого им обойдется в будущем. Во-первых, из-за пропуска третьей фазы стало понятно, что Россия просто хочет быть «первой» в большой гонке за то, какая из стран раньше других произведет эффективную вакцину. Возможно, России это и удалось, но сам факт того, что к этому успеху она пришла, блефуя, вызвал к ней недоверие. А в данной области доверие тесно связано с большими прибылями, за которые борются крупнейшие страны. Нельзя забывать, что в конечном счете, возможно, придется вакцинировать весь мир, а это принесет огромные деньги в карманы тех, кто продаст больше всех вакцин.
В данный момент существует уже не одна вакцина, а сразу несколько. Трудно сказать, насколько они качественны/эффективны и способны ли вызвать побочные эффекты у людей. Вчера в Великобритании у двух человек были отмечены симптомы средней тяжести после прививки вакциной «Файзер-БиоНТех». Британский регулятор тут же выдал распоряжение о том, что нельзя прививать людей с аллергическим анамнезом. Вот таким образом, хотя, быть может, на первый взгляд так не скажешь, «Файзер-БиоНТех» выстраивает доверие, как и сама Великобритания, поскольку они быстро отреагировали всего на два случая.
Что касается российского «ускоренного» одобрения вакцины, то проблема тут двойная, внешняя и внутренняя, ведь скепсис насчет нее внутри страны только возрос из-за столь скоропалительной регистрации.
На следующем графике представлены результаты опросов, проведенных в последние месяцы по всему миру агентством Ipsos. У граждан 27 стран спросили, готовы ли они привиться от коронавируса. Учитывая нынешнюю ситуацию, можно сказать, что свою роль тут играет доверие граждан властям. Как видно из таблицы, наибольшую готовность вакцинироваться проявляют китайцы, тогда как россияне настроены наиболее скептически.
Тех, кто готов вакцинироваться от covid-19, среди российских граждан всего 54%. Чуть лучше в этом отношении (больше 60%) ситуация в Польше, Венгрии и Франции. Самый высокий процент среди европейских стран — в Великобритании: 85% ее граждан готовы вакцинироваться.
Российский центр исследования общественного мнения «Левада» приводит еще более низкие числа. Согласно его опросам, всего 27% россиян верят официальным данным о коронавирусе (о заболевших и умерших), поступающим от государственных органов. Подавляющее большинство респондентов не верят этим цифрам. Одна их половина считает эти цифры завешенными, а вторая — заниженными.
Но если россияне настолько скептичны к собственному продукту, то не стоит отдельно говорить о том, как они относятся к вакцинам с Запада. Уже даже поэтому для России было важно разработать собственную вакцину, которую и попытались преподнести в патриотическом ключе.
Тем не менее в России есть и такая группа, которая критически относится к власти, но верит в эффективность «Спутника V». В социальных сетях «Фейсбук» и «Телеграм» появляются группы, где пользователи делятся информацией о тестировании на антитела, и данные там вполне положительные. На самом деле именно это «сарафанное радио» может больше всего помочь российской вакцине, поскольку если СМИ будут излишне ее пропагандировать, то могут добиться противоположного эффекта.
Конечно, ситуация постоянно меняется. Многие на Востоке будут следить за тем, что происходит на Западе, то есть Россия будет смотреть на Великобританию. Если там в ближайшие дни появятся новые случаи побочных эффектов среди вакцинированных, то цифры в графике аналогичном тому, который представлен выше, могут очень измениться.
В упомянутых социальных сетях россияне с большой гордостью отзываются о своей вакцине: она дает антитела, не оказывает серьезных побочных эффектов, а если бы они были, то эту новость, несомненно, с восторгом приняли бы на другом конце света. Одна из волонтеров, которая вакцинировалась вакциной «Спутник V», Вера Смирнова, написала, что, по ее мнению, очень жалко, что многие российские либералы машинально отвергают вакцину только потому, что она ассоциируется с Кремлем.
Но так поступают не только российские либералы, а и весь Западный мир. Да, как я уже написал, вакцину зарегистрировали досрочно, скорее всего для «пиара» Кремля, но факт и в том, что пока были привиты всего около ста тысяч человек, что побочных эффектов нет, а эффективность исключительно высока. Авторитетные западные ученые или те, которые кажутся таковыми, (их перечень доступен онлайн) во время обсуждений откровенно и с усмешкой отвергают российскую вакцину, не желая ее даже комментировать (а вот о китайской вакцине они говорят вполне серьезно). Таким образом, круг противников «Спутника V» не ограничивается российскими либералами.
Уже много раз было сказано, что любая политизация этой пандемии неминуемо приведет к еще более тяжелой ситуации и ненужным жертвам. Однако ее все равно политизируют и довольно часто.
Последняя вещь, которую нужно сказать по поводу российской вакцины, — это ее, пожалуй, главная проблема. Речь о производстве. У России просто нет достаточно мощностей для производства вакцины как для собственного потребления, так и для возможного экспорта. Спасение Москва видит в том, чтобы наладить сотрудничество с какой-нибудь другой страной, которая предоставила бы свои производственные мощности. Наиболее перспективным партнером кажется Индия. Но сотрудничество с ней под вопросом. Как я уже писал, в этом деле очень многое зависит от политики, а Индия пусть и является традиционным партнером России (еще с советских времен), остается при этом партнером Соединенных Штатов, которые хотят помешать конкурентам, воспользовавшись своим влиянием.
Сколько у России вообще произведено доз, сказать трудно. В начале текущего месяца российский президент Владимир Путин сказал, что вскоре у России будет два миллиона доз. Хотя всего днем ранее заместитель российского премьера Татьяна Голикова сказала, что у России всего 168 тысяч доз.
Вакцину «Спутник V» нужно транспортировать и хранить при температуре минус 18 градусов. Это не так много, в отличие от некоторых других вакцин (например, «Файзер-БиоНТех», которая должна стать первой вакциной доступной в Хорватии, нужно хранить при минус 70 градусах), но все равно это серьезная логистическая проблема для России, так как у большинства больниц такой возможности нет. Даже перевозка на грузовиках проблематична. Тем не менее российский МИД сообщает, что более 50 стран мира выразили заинтересованность в закупке российской вакцины, а это «рынок» в размере почти полутора миллионов доз. При цене менее 20 долларов за две дозы Россия надеется конкурировать с дорогими американскими вакцинами («Файзер» и «Модерна»).
Судьба «Спутника V» переменчива, и только время покажет, какую роль она сыграет. Разумеется, наиболее неблагоприятный сценарий для России, где вирус неудержимо распространяется, тот, при котором ей в итоге пришлось бы закупать вакцину на Западе (тогда выбор, скорее всего, пал бы на вакцину «АстраЗенека») в ситуации, когда медлить нельзя. Россия не будет ждать еще полгода на доработку логистических условий. Там, как и в других странах, очень спешат вакцинировать население, поскольку пандемия ввергла Россию в тяжелую экономическую ситуацию (и она попала под удар мощных экономических санкций Запада). У «Спутника V» есть шанс, но, вполне вероятно, последний.
Тем не менее с глобальной точки зрения вакцина «Спутник V» уже достигла цели (пока Россия быстро создавала другие вакцины). Какой? Своим появлением она шокировала другие страны, которые бросились с огромной скоростью, вложив миллиарды в исследования, разрабатывать вакцину, исходя не только из медицинских, но и из геополитических соображений. Вполне вероятно, если бы не это, сейчас выйти на рынок не готовились бы все остальные вакцины!