Войти в почту

Удаленка — не преграда для науки

Когда мы встречаем задорного молодого ученого или увлеченного и даже по-хорошему задиристого ученика — это редко ассоциируется с понятием ученый. А зря!

Удаленка — не преграда для науки
© Вечерняя Москва

Как связана музыка с ростом и развитием растений? Всегда ли СМС — синтетические моющие средства (не путать с сообщениями!) — негативно влияют на растительные организмы? Что делать со снегом зимой? Парадоксальность вопросов, которые задают сами себе юные исследователи, высвечивает остроту ума, пытливость и незашоренность сознания, уверенность в том, что научный метод — есть инструмент познания жизни во всех ее проявлениях. Более того, солидные научные и образовательные организации с удовольствием принимают результаты обоснованных ответов на эти вопросы к рассмотрению, ведь за этим часто скрывается действительно научное открытие.

Так, Дом детского творчества на Таганке, являющийся окружным оператором XII Экологического форума, принял на своей площадке, а затем направил для участия на базе Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма для участия в финале экологического форума учеников школы № 1574, которые по-настоящему увлечены вопросами экологии.

Вот интересно же, какое влияние на прорастание семян окажет музыка различных жанров: классика, джаз, металл, поп и электро? Ваши предположения? В науке этот шаг называется — выдвижение гипотезы исследования. А проверка гипотезы — серьезный научный процесс. А если еще это не абы какие семена, а семена и проростки ипомеи «Перламутровые врата», горчицы, василька «Смесь красок» и фасоли спаржевой «Аллюр», а также взрослые растения цитрофортунеллы (заодно посмотрите в интернете что это?) — получается исследование, которое, внимание (!), научное, а главное — с интересным практико-ориентированным результатом. Выдадим тайну — электро и классика значительно ускоряли прорастание семян всех культур. При этом опыты показали, что растения готовы отодвинуться даже от источника света, если с той же стороны происходит неприятное воздействие сверхнизких звуковых волн (музыкальный жанр «металл»). Как пишет исследователь, ученик 11-го класса Егор Темнов, «аудиотропизм является приоритетным у растений». Естественно, данные результаты прошли через «фильтр» научного руководителя — учителя биологии Елены Николаевны Феоктистовой, но направление развития прорывной идеи и ее воплощение — целиком и полностью заслуга исследователя-одиннадцатиклассника.

И еще, в дополнение к размышлениям о научно-исследовательской жизни сегодняшнего старшеклассника. Современные информационно-коммуникационные технологии, которыми нынешние старшеклассники владеют едва ли не лучше своих учителей, на корню разрушают миф о том, что ученики заперты во время пандемии на дистанте в четырех стенах. Возможности московской электронной школы с виртуальными лабораториями, интерактивные конференции, различные вебинары, дистанционные мастер-классы позволяют эффективно раздвигать границы пространства, а иногда и времени. И хотя по-прежнему у молодежи в сутках 25 часов, а кое у кого и семь пятниц на неделе, за счет оптимизации поиска информации, автоматизации работы с большими массивами данных, применения различных электронных экспертных систем удается практически все успевать. И учиться, и исследовать, и к предстоящим экзаменам готовиться, и не унывать, несмотря на сложное время, общаться с друзьями, конечно, не забывая все санитарные нормы и противоэпидемические меры и правила. А некоторые наработки периода дистанта пригодятся и в очном обучении, да и в дальнейшей жизни.

Образ науки стремительно меняется, становится более привлекательным, меняют его и юные школьные исследователи, поэтому можно быть уверенным, что научную стезю будут выбирать все больше и больше наших выпускников.